Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Преобразование конституционного суда





Преобразование конституционного суда

Конституционный суд республики Беларусь на пути преобразований

Е. В. Финская

Республика Беларусь развивается как демократическое правовое и социальное государство, основанное на фундаментальных консти­туционных принципах. Составной частью единой государственной власти Республики Беларусь является судебная система, главенст­вующее положение в которой занимает Конституционный Суд. Пол­номочия Конституционного Суда достаточно велики, но для более продуктивной и качественной работы в условиях развития социально-экономических и политических отношений требуется наращивание его потенциала и расширение круга деятельности. В связи с этим судьями Конституционного Суда разработаны и внесены на рассмот­рение Президента и Национального собрания предложения по совер­шенствованию работы и компетенции Конституционного Суда.

Учитывая представленные предложения, 26 июня 2008 г. был принят Декрет Президента Республики Беларусь № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь». Данным Декретом Конституционному Суду Республики Беларусь предоставлен ряд полномочий.

В соответствии с Декретом Конституционный Суд:

· осуществляет обязательный предварительный контроль кон­ституционности законов и международных договоров – до подписа­ния данных нормативных актов Президентом Республики Беларусь;

Объявление:

· по предложению Президиума Совета Республики Националь­ного собрания принимает решение о наличии фактов систематическо­го или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства;

· дает официальное толкование декретов и указов Президента;

· излагает свою позицию о документах, принимаемых (издавае­мых) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь;

· проводит проверку конституционности определенных Главой государства направлений нормотворческой деятельности и правопри­менительной практики судов, правоохранительных и иных государст­венных органов.

В данном Декрете закреплены также механизмы и формы осуще­ствления указанных полномочий.

Однако надо указать на то, что не все представленные предложе­ния были реализованы при принятии данного Декрета. В частности:

· конкретизация процедурного механизма реализации государ­ственными органами, общественными объединениями и другими ор­ганизациями, гражданами своего права опосредованно инициировать проверку конституционности правовых актов в Конституционном Суде;

· предоставление Конституционному Суду права в ограничен­ном виде принимать дела к своему производству по собственной ини­циативе;

· расширение круга инициаторов рассмотрения вопросов в Кон­ституционном Суде;

· наделение Конституционного Суда полномочиями по вынесе­нию правовой оценки деятельности высших должностных лиц, а так­же правом инициировать вопрос об их отстранении от должности и
увольнении за нарушение норм Конституции Республики Беларусь;

· создание в Конституционном Суде двух палат по 5 судей в ка­ждой.

По мнению специалистов, в том числе членов Конституционного Суда, все принятые меры направлены на утверждение принципа вер­ховенства Конституции Республики Беларусь в жизни общества и го­сударства, повышение качества принимаемых законов, эффективно­сти правового регулирования, соблюдение прав и свобод граждан.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >