Преобразование конституционного суда |
Конституционный суд республики Беларусь на пути преобразованийЕ. В. Финская Республика Беларусь развивается как демократическое правовое и социальное государство, основанное на фундаментальных конституционных принципах. Составной частью единой государственной власти Республики Беларусь является судебная система, главенствующее положение в которой занимает Конституционный Суд. Полномочия Конституционного Суда достаточно велики, но для более продуктивной и качественной работы в условиях развития социально-экономических и политических отношений требуется наращивание его потенциала и расширение круга деятельности. В связи с этим судьями Конституционного Суда разработаны и внесены на рассмотрение Президента и Национального собрания предложения по совершенствованию работы и компетенции Конституционного Суда. Учитывая представленные предложения, 26 июня 2008 г. был принят Декрет Президента Республики Беларусь № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь». Данным Декретом Конституционному Суду Республики Беларусь предоставлен ряд полномочий. В соответствии с Декретом Конституционный Суд: · осуществляет обязательный предварительный контроль конституционности законов и международных договоров – до подписания данных нормативных актов Президентом Республики Беларусь; Объявление: · по предложению Президиума Совета Республики Национального собрания принимает решение о наличии фактов систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства; · дает официальное толкование декретов и указов Президента; · излагает свою позицию о документах, принимаемых (издаваемых) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь; · проводит проверку конституционности определенных Главой государства направлений нормотворческой деятельности и правоприменительной практики судов, правоохранительных и иных государственных органов. В данном Декрете закреплены также механизмы и формы осуществления указанных полномочий. Однако надо указать на то, что не все представленные предложения были реализованы при принятии данного Декрета. В частности: · конкретизация процедурного механизма реализации государственными органами, общественными объединениями и другими организациями, гражданами своего права опосредованно инициировать проверку конституционности правовых актов в Конституционном Суде; · предоставление Конституционному Суду права в ограниченном виде принимать дела к своему производству по собственной инициативе; · расширение круга инициаторов рассмотрения вопросов в Конституционном Суде; · наделение Конституционного Суда полномочиями по вынесению правовой оценки деятельности высших должностных лиц, а также правом инициировать вопрос об их отстранении от должности и · создание в Конституционном Суде двух палат по 5 судей в каждой. По мнению специалистов, в том числе членов Конституционного Суда, все принятые меры направлены на утверждение принципа верховенства Конституции Республики Беларусь в жизни общества и государства, повышение качества принимаемых законов, эффективности правового регулирования, соблюдение прав и свобод граждан. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|