Кодификация избирательного законодательства |
Актуальные проблемы кодификации избирательного законодательства УкраиныИ. В. Польщиков Одним из принципов таких институтов законодательства, как выборы, референдум, является стабильность избирательной системы государства и унифицированного избирательного законодательства. В Украине традиционно перед выборами данный принцип не соблюдается, что приводит в результате к нарушению в первую очередь прав избирателей. При этом в каждой предвыборной кампании акцентируется внимание на необходимости принятия единого кодифицированного избирательного акта. Поэтому тема кодификации избирательного законодательства не теряет своей актуальности. Избирательные кодексы существуют во многих странах, в том числе отдельных республиках Содружества Независимых Государств (Республика Беларусь, Кыргызстан), где после принятия данного актапроблемы проведения выборов минимизировались. О необходимости принятия Избирательного кодекса сказано в рекомендациях Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, в соответствии с которыми это обеспечит одинаковые условия и административные процедуры для проведения всех видов выборов и референдумов в Украине. Сам кодекс должен быть абстрагированным от политической конъюнктуры, независимым от того или иного состава Верховной Рады Украины. Для достижения такого результата представляется целесообразным, чтобы проект кодекса был принят за основу Парламентом Украины одного созыва, а в целом – утвержден новым составом депутатов. Это дало бы возможность, во-первых, подготовить данный акт представителями разных созывов, что обеспечит его объективность и политическую независимость, а во-вторых, поможет учесть ошибки, возникшие при проведении выборов. Принятию Избирательного кодекса должно предшествовать создание действующего государственного реестра избирателей, предусмотренного соответствующим законом, что позволит решить проблемы с составлением списков избирателей и его редактированием. Структура Избирательного кодекса, на наш взгляд, должна включать общую часть, которая будет универсальной для всех видов выборов, и также особенную часть, детализирующую порядок проведения каждого вида выборов и референдумов. Общая часть должна содержать в себе зафиксированную систему выборов Президента, депутатов всех уровней, городских, сельских и поселковых глав. Важное значение будет иметь закрепление в этой части кодекса процедуры внесения изменений и дополнений, их запрет в период менее одного года до очередных выборов и невозможность внесения изменений перед досрочными выборами. Положения кодекса должны исключить возможность одновременных выборов в разные органы власти. В особенной части кодекса необходимо закрепить норму, которая исключит возможность потери права голоса на выборах в случае пересечения государственной границы, исключить голосование по открепительным талонам. Многие ученые в области избирательного права отмечают, что для качественного проведения выборов и референдума необходима серьезная подготовка кадров – членов соответствующих избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума. Поэтому в кодексе должны отобразиться критерии отбора членов комиссии, процедура подготовки их к работе, а также проблема представительства тех или иных политических сил в соответствующих комиссиях. Объявление: В комитете по вопросам правовой политики Верховной Рады Украины VI созыва создана рабочая группа по разработке проекта Избирательного кодекса. На наш взгляд, это шаг вперед в процессе создания данного акта, однако должны быть учтены мнения ученых-конституционалистов, политиков и общественности, а также рекомендации европейских правовых институций. Таким образом, унификация законодательства о выборах и референдумах в единый Избирательный кодекс поднимет избирательный процесс Украины на качественно новый уровень, обеспечив надлежащую реализацию активного и пассивного конституционного избирательного права граждан Украины. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|