Юридическая сила законов парламента |
Некоторые проблемы соотношения юридической силы законов парламента республики Беларусь и указов президента республики БеларусьВ. А. Толкач, Л. Н. Балицевич Согласно Закону Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (в редакции закона от 15.07.2008 г.) юридическая сила нормативного правового акта – это характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам (абз. 27 ст. 1). Положения о юридической силе актов Парламента и актов Президента Республики Беларусь содержатся отчасти в Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изм. и доп. от 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) (далее – Конституция) и в ряде законодательных актов. Но, на наш взгляд, имеет место разрозненность, неточность и неполнота норм о соподчиненности законов и указов Президента, из-за чего могут возникать вопросы в процессе их применения. Обозначим некоторые из проблем соотношения юридической силы законов Парламента и указов Президента. 1. Исходя из содержания абзацев первого и второго ч. 4 ст. 116 Конституции, можно сделать вывод о двух видах указов Президента. Во-первых, это указы, которые, наряду с законами, декретами Президента, международными договорными и иными обязательствами Республики Беларусь, должны соответствовать Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь. По нашему мнению, такая формулировка подразумевает равную юридическую силу перечисленных актов, в частности указов и законов. Второй вид – это указы, изданные Президентом во исполнение закона, которые должны соответствовать Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам. Примечательно, что о соответствии этого вида указов указам, которые упомянуты в абзаце первом, не упоминается. Можно утверждать, что указы второго вида носят подзаконный характер и их юридическая сила однозначно меньше силы закона. Однако, выделяя такие виды указов, Конституция не дает четких критериев их разграничения. Статья 85 Конституции лишь подчеркивает, что Президент издает указы и распоряжения на основе и в соответствии с Конституцией. 2. Согласно ст. 28 Закона Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г. «О Президенте Республики Беларусь» (в редакции Закона от 06.10.2006 г.) декреты и указы Президента, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, имеют верховенство над актами иных государственных органов и должностных лиц, а значит, и над законами. При этом отсылка на Конституцию не находит положений, напрямую касающихся данного вопроса, помимо вышеуказан Объявление: 3. Особо отметим, что при определении соподчиненности указови законов законодатель не учел варианты с отдельными видами указов и законов. К примеру, Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» дает определение указа только как нормативного правового акта Главы государства (ч. 7 ст. 2). Однако не все ука |
< Предыдущая | Следующая > |
---|