Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Юридическая сила законов парламента





Юридическая сила законов парламента

Некоторые проблемы соотношения юридической силы законов парламента республики Беларусь и указов президента республики Беларусь

В. А. Толкач, Л. Н. Балицевич

Согласно Закону Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (в редакции закона от 15.07.2008 г.) юридическая сила нормативного правового акта – это характеристика нормативного правового акта, определяю­щая обязательность его применения к соответствующим обществен­ным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам (абз. 27 ст. 1).

Положения о юридической силе актов Парламента и актов Пре­зидента Республики Беларусь содержатся отчасти в Конституции Рес­публики Беларусь 1994 г. (с изм. и доп. от 24 ноября 1996 г. и 17 ок­тября 2004 г.) (далее – Конституция) и в ряде законодательных актов. Но, на наш взгляд, имеет место разрозненность, неточность и непол­нота норм о соподчиненности законов и указов Президента, из-за чего могут возникать вопросы в процессе их применения. Обозначим не­которые из проблем соотношения юридической силы законов Парла­мента и указов Президента.

1. Исходя из содержания абзацев первого и второго ч. 4 ст. 116 Конституции, можно сделать вывод о двух видах указов Президента. Во-первых, это указы, которые, наряду с законами, декретами Прези­дента, международными договорными и иными обязательствами Республики Беларусь, должны соответствовать Конституции и междуна­родно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь. По нашему мнению, такая формулировка подразумевает равную юри­дическую силу перечисленных актов, в частности указов и законов. Второй вид – это указы, изданные Президентом во исполнение закона, которые должны соответствовать Конституции, международно-право­вым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и де­кретам. Примечательно, что о соответствии этого вида указов указам, которые упомянуты в абзаце первом, не упоминается. Можно утвер­ждать, что указы второго вида носят подзаконный характер и их юри­дическая сила однозначно меньше силы закона. Однако, выделяя такие виды указов, Конституция не дает четких критериев их разграниче­ния. Статья 85 Конституции лишь подчеркивает, что Президент изда­ет указы и распоряжения на основе и в соответствии с Конституцией.

2. Согласно ст. 28 Закона Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г. «О Президенте Республики Беларусь» (в редакции Закона от 06.10.2006 г.) декреты и указы Президента, если иное не предусмот­рено Конституцией Республики Беларусь, имеют верховенство над актами иных государственных органов и должностных лиц, а значит, и над законами. При этом отсылка на Конституцию не находит поло­жений, напрямую касающихся данного вопроса, помимо вышеуказан­
ных норм Конституции. Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» при расхождении указа с законом также признает юридическую силу указа выше, чем закона, кроме случаев, когда полномочия на издание указа были предоставлены законом (ч. 3 ст. 10). Здесь представляется закономерным возникновение трудностей в обнаружении такого рода законов.

Объявление:

3. Особо отметим, что при определении соподчиненности указови законов законодатель не учел варианты с отдельными видами ука­зов и законов. К примеру, Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» дает определение указа только как норматив­ного правового акта Главы государства (ч. 7 ст. 2). Однако не все ука­
зы Президента удовлетворяют признакам нормативного правового акта, перечисленным в абзаце тринадцатом ст. 1 Закона «О норматив­ных правовых актах Республики Беларусь» (к примеру, указы о на­значении и освобождении от должности, о помиловании, о приеме в гражданство и др.). В то же время различную юридическую силу
имеют и разные виды законов: конституционные, программные, ко­дексы, обыкновенные законы и др.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >