Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Модель взаимоотношений государства и церкви





Модель взаимоотношений государства и церкви

Конституционно-правовая модель взаимоотношений государства и церкви в Венесуэле

А. Э. Быстрова

Изучению отношений между такими двумя важнейшими субъек­тами политической системы, как церковь и государство, традиционно отводится видное место в конституционно-правовой науке. Особен­ностью отечественного конституционного процесса последних лет явилось заключение соглашения между крупнейшей религиозной ор­ганизацией нашей страны и Правительством Республики Беларусь. В настоящий момент существует реальная возможность развития дан­ной практики путем установления договорных отношений между Бе­ларусью и Римско-католической церковью. В связи с этим представ­ляется интересным анализ правового регулирования отношений дан­ной религиозной конфессии и такого геополитического партнера Бе­ларуси, как Венесуэла.

В специальной литературе отмечают, что подчинение церкви го­сударству – наиболее распространенная модель церковно-государст-венных отношений в Латинской Америке. Данная зависимость обу­словлена исторически. Произошедшее в целом в Центральной и Юж­ной Америке, за исключением Чили и Колумбии, ослабление полити­ческих позиций католической церкви в XIX в. наиболее серьезные последствия имело для правового положения католической церкви в Венесуэле. Вплоть до 1964 г. в стране был очень жесткий государст­венный контроль над Римской церковью. Церковь, согласно Закону 1824 г. «О церковном патронаже», не имела статуса юридического лица и не могла иметь собственность или заключать какие-либо дого­воры. Большой удельный вес верующих Римско-католической церкви среди населения страны объясняет особый конституционно-правовой статус данной религиозной организации по сравнению с другими ве­роисповеданиями в стране и в настоящее время. Органом государст­венного управления в конфессиональной сфере является Департамент юстиции и культов при Министерстве внутренних дел и юстиции. Его задачами, среди прочего, являются: координирование отношений го­сударства и католической церкви, исполнение Конкордата со Святым престолом, а также регистрация вероисповеданий и осуществление контроля за их деятельностью.

Главным в системе источников конституционного права Венесу­элы, регулирующих государственно-церковные отношения, следует назвать действующую Конституцию Венесуэлы 1999 г. Статья 59 Ос­новного Закона провозглашает ценности, которые характерны для светского государства. Полагаем, нельзя сделать вывод о том, что в Венесуэле последовательно реализована светская модель государст­венно-церковных отношений, в которых церковь независима от госу­дарства, поскольку важнейшим правовым актом, закрепляющим по­ложение католической церкви в стране, следует признать Конкордат Венесуэлы с Ватиканом 1964 г. В соответствии с данным актом уста­навливаются определенные правительственные субсидии Римской католической церкви, включая субсидии на ее социальные программы и школы. Помимо закрепления государственного финансирования данной церкви, особенностью ее правового положения является то, что Папа Римский не имеет права проводить замещение епископских кафедр без согласия Президента Венесуэлы. Отказ последнего от дачи согласия является основанием для того, чтобы Святой престол пре­доставил иную кандидатуру.

Отсутствие специального закона, который урегулировал бы пол­ностью взаимоотношения государства и церкви, также является отли­чительной чертой конституционного законодательства Венесуэлы. Разработка закона началась в 2002 г. Учитывая особенности полити­ческого процесса в Венесуэле, можно сделать предположение, что в случае его принятия несоответствие между конституционно провоз­глашенной моделью церковно-государственных отношений и реально существующей патронажной, основанной на конкордате, будет в зна­чительной мере преодолено.

Объявление:


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >