
Формирования совета федерации |
Порядок формирования совета федерации Федерального собрания российской федерации: Этапы эволюции и перспективы развитияА. В. Гирейко Определенный научный интерес представляет вопрос относительно порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 95) в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. С 1993 г. порядок формирования Совета Федерации менялся трижды, причем кардинальным образом. Первый состав Совета Федерации, сформированного в 1993 г., избирался в соответствии с Положением о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 октября 1993 г. Согласно этому Положению выборы депутатов осуществлялись гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Такой порядок формирования Совета Федерации, на наш взгляд, весьма демократичен. В Конституции 1993 г. был заложен порядок формирования Совета Федерации, предусматривающий, как и ранее, всенародное избрание депутатов (по два представителя от каждого субъекта Федерации). Накануне вынесения Конституции РФ 1993 г. на референдум, когда Конституционное совещание уже завершило свою работу, Президентом была внесена поправка в текст соответствующей статьи: в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта: «по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти». На наш взгляд, поправка внесла в ч. 2 ст. 95 Конституции Российской Федерации серьезные противоречия, если первая половина предполагает представительство субъектов как сообщества граждан, то вторая – представительство органов власти субъектов Российской Федерации, что далеко не одно и то же. Второй состав Совета Федерации, сформированного в 1995 г., избирался в соответствии с Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 декабря 1995 г. Этот закон конкретизировал конституционное положение, определив, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти по должности. Этот порядок формирования Совета Федерации не вполне соответствовал принципу разделения властей. Статья 10 Конституции Российской Федерации гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». По сути, законодателем – в лице губернаторов, президентов, глав администраций – явилась исполнительная власть. В 2000 г. вышеуказанная модель формирования Совета Федерации заменена новой. Согласно Федеральному закону от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (в редакции от 16 декабря 2004 г.) член Совета Федерации – представитель от законодательного органа – избирается этим органом на срок его полномочий, а представитель в Совете Федерации от исполнительного органа назначается главой этого органа. Подводя итог сказанному, представляется наиболее демократичным способ избрания членов Совета Федерации населением соответствующих субъектов по мажоритарной избирательной системе относительного большинства. В соответствии со ст. 3 Конституции Российской Федерации единственным источником власти в Российской Федерации является народ, соответственно уровень представительства будет выше, если членов Совета Федерации наделять властью непосредственно народом. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|