Система административных взысканий |
Система административных взысканийС. Г. Василевич На протяжении всей истории развития административного законодательства (совокупность, система) административных взысканий претерпевала соответствующие изменения. В настоящее время в ст. 6.2 КоАП Республики Беларусь определены следующие виды административных взысканий: 1) предупреждение; 2) штраф; 3) исправительные работы; 4) административный арест; 5) лишение специального права; 6) лишение права заниматься определенной деятельностью; 7) конфискация; 8) депортация; 9) взыскание стоимости предмета административного правонарушения. В указанной статье содержится исчерпывающий перечень административных взысканий, отличающихся тяжестью наказания и наступающими для лица последствиями. Все административные взыскания можно подразделить на три группы, а именно: а) взыскания морального характера – предупреждения; б) денежные и иные имущественные взыскания – штраф и конфискация; в) взыскания, обращенные на личность нарушителя, – исправительные работы, административный арест, лишение специального права. В действующем КоАП Республики Беларусь, необходимо отметить, предусмотрены дифференцированные сроки привлечения к административной ответственности. Они зависят также от того, какое правонарушение совершено. Например, если речь идет о правонарушении против экологической безопасности, то вместо общего двухмесячного срока действует шестимесячный срок. При этом не имеет значения, какое взыскание будет наложено (предупреждение, штраф, или какое-либо иное). Наложение того или иного административного взыскания в ряде случае может находиться в компетенции не нескольких субъектов власти, а одного (например, суда), когда речь идет о наложении ареста. Объявление: Административные взыскания налагаются уполномоченными на то субъектами власти (органами и должностными лицами) посредством издания соответствующих актов, по существу имеющих управленческий характер. Административные взыскания могут применять не только органы государственного управления (должностные лица министерств, госкомитетов, должностные лица местных исполнительных и распорядительных органов, но и другие органы государственной власти (суд, прокуратура в лице уполномоченных на то должностных лиц). Особо отметим, что административное взыскание могут налагать и специально уполномоченные государством органы, формируемые из представителей государства и общественности (например, административные комиссии). Анализ ст. 6.2 КоАП Республики Беларусь свидетельствует о стремлении законодателя посредством перечисления взысканий следовать от наименее сурового к наиболее суровому. Однако, на наш взгляд, в полной мере это сделать не удалось. Более того, даже близкие по своему предназначению административные взыскания «разбросаны» в данной статье весьма непоследовательно. Например, такие взыскания, как штраф, конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения, указаны соответственно в пунктах 2, 7, 9 ст. 6.2 КоАП Республики Беларусь. В литературе отмечается, что административное законодательство не содержит норм, позволяющих назначить наказание ниже низшего предела. Этим оно отличается от уголовного (см. ст. 70 Уголовного кодекса Республики Беларусь). На наш взгляд, целесообразно и в КоАП Республики Беларусь предусмотреть право органа, налагающего административное взыскание, решать вопрос о применении более мягкого наказания, чем предусмотрено санкцией статьи либо назначении наказания в меньших пределах. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|