Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Система административных взысканий





Система административных взысканий

Система административных взысканий

С. Г. Василевич

На протяжении всей истории развития административного зако­нодательства (совокупность, система) административных взысканий претерпевала соответствующие изменения. В настоящее время в ст. 6.2 КоАП Республики Беларусь определены следующие виды адми­нистративных взысканий: 1) предупреждение; 2) штраф; 3) исправи­тельные работы; 4) административный арест; 5) лишение специально­го права; 6) лишение права заниматься определенной деятельностью; 7) конфискация; 8) депортация; 9) взыскание стоимости предмета ад­министративного правонарушения. В указанной статье содержится исчерпывающий перечень административных взысканий, отличаю­щихся тяжестью наказания и наступающими для лица последствиями.

Все административные взыскания можно подразделить на три группы, а именно: а) взыскания морального характера – предупреж­дения; б) денежные и иные имущественные взыскания – штраф и конфискация; в) взыскания, обращенные на личность нарушителя, – исправительные работы, административный арест, лишение специ­ального права.

В действующем КоАП Республики Беларусь, необходимо отме­тить, предусмотрены дифференцированные сроки привлечения к ад­министративной ответственности. Они зависят также от того, какое правонарушение совершено. Например, если речь идет о правонару­шении против экологической безопасности, то вместо общего двух­месячного срока действует шестимесячный срок. При этом не имеет значения, какое взыскание будет наложено (предупреждение, штраф, или какое-либо иное).

Наложение того или иного административного взыскания в ряде случае может находиться в компетенции не нескольких субъектов власти, а одного (например, суда), когда речь идет о наложении ареста.

Объявление:

Административные взыскания налагаются уполномоченными на то субъектами власти (органами и должностными лицами) посредст­вом издания соответствующих актов, по существу имеющих управ­ленческий характер. Административные взыскания могут применять не только органы государственного управления (должностные лица министерств, госкомитетов, должностные лица местных исполнительных и распорядительных органов, но и другие органы государст­венной власти (суд, прокуратура в лице уполномоченных на то долж­ностных лиц). Особо отметим, что административное взыскание мо­гут налагать и специально уполномоченные государством органы, формируемые из представителей государства и общественности (на­пример, административные комиссии).

Анализ ст. 6.2 КоАП Республики Беларусь свидетельствует о стремлении законодателя посредством перечисления взысканий следо­вать от наименее сурового к наиболее суровому. Однако, на наш взгляд, в полной мере это сделать не удалось. Более того, даже близкие по своему предназначению административные взыскания «разбросаны» в данной статье весьма непоследовательно. Например, такие взыскания, как штраф, конфискация, взыскание стоимости предмета администра­тивного правонарушения, указаны соответственно в пунктах 2, 7, 9 ст. 6.2 КоАП Республики Беларусь. В литературе отмечается, что адми­нистративное законодательство не содержит норм, позволяющих на­значить наказание ниже низшего предела. Этим оно отличается от уго­ловного (см. ст. 70 Уголовного кодекса Республики Беларусь). На наш взгляд, целесообразно и в КоАП Республики Беларусь предусмотреть право органа, налагающего административное взыскание, решать во­прос о применении более мягкого наказания, чем предусмотрено санкцией статьи либо назначении наказания в меньших пределах.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >