Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Понятие государственного долга





Понятие государственного долга

О разграничении понятий государственного долга и долга административно-территориальных единиц

Н. А. Лопуть

Действующее законодательство, непосредственно регулирующее отношения в области государственного долга, не содержит понятия государственного займа. Под государственным займом в силу ст. 769 Гражданского кодекса Республики Беларусь понимается заем, по ко­торому заемщиком выступает Республика Беларусь, и заем, по кото­рому заемщиком выступает административно-территориальная еди­ница. При этом Законом Республики Беларусь от 22 июня 1998 г. «О внешнем государственном долге Республики Беларусь» закреплено, что государственным является только тот заем, по которому обяза­тельства возникают у государства. Займы же, привлекаемые админи­стративно-территориальными единицами, являются не государствен­ными займами, а займами, соответственно, этих единиц.

В отношении внутреннего государственного долга такое требование четко не за­крепляется, тем не менее понятие внутреннего государственного дол­га не содержит указания на включение в сумму внутреннего государ­ственного долга долгов административно-территориальных единиц, на основании чего можно сделать вывод, что такой долг к государст­венному внутреннему долгу не относится. Административно-террито­риальные единицы являются самостоятельными субъектами правоот­ношений, более того, они имеют свои источники финансирования, свой бюджет и самостоятельно несут ответственность по своим обя­зательствам. Суть же понятия государственного долга заключается в том, что должником по обязательствам является само государство. Республика Беларусь несет безусловные обязательства по погашению и обслуживанию долга, при этом он полностью обеспечивается сред­ствами республиканского бюджета и иным имуществом, находящим­ся в собственности государства. В свою очередь, долг администра­тивно-территориальных единиц обеспечивается средствами местного бюджета и иным имуществом, находящимся в собственности админи­стративно-территориальных единиц.

Принятый в 2008 г. и вступающий в силу с 1 января 2009 г. Бюд­жетный кодекс Республики Беларусь предусматривает иной подход в отношении внутреннего государственного долга Республики Беларусь, определяя его как общую сумму основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам, в том числе зай­мам органов местного управления и самоуправления, на определен­ный момент времени. При этом в понятие государственных займов займы органов местного управления и самоуправления не включают­ся. Под государственными займами понимаются займы (кредиты), по которым возникают долговые обязательства Республики Беларусь как заемщика, эмитента ценной бумаги или гаранта. Под долгом органов местного управления и самоуправления понимается общая сумма ос­новного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам органов местного управления и самоуправления на опреде­ленный момент времени. Несмотря на включение долга местных ор­ганов управления в общую сумму государственного долга, Бюджет­ный кодекс Республики Беларусь, как и действующее законодательст­во, придерживается разграничения ответственности по долгам госу­дарства и административно-территориальной единицы, наличия и за­крепления собственных источников погашения долга. В этой связи включение долга местных органов управления и самоуправления в сумму внутреннего государственного долга с теоретической точки зрения представляется необоснованным.

Объявление:


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >