Понятие государственного долга |
О разграничении понятий государственного долга и долга административно-территориальных единицН. А. Лопуть Действующее законодательство, непосредственно регулирующее отношения в области государственного долга, не содержит понятия государственного займа. Под государственным займом в силу ст. 769 Гражданского кодекса Республики Беларусь понимается заем, по которому заемщиком выступает Республика Беларусь, и заем, по которому заемщиком выступает административно-территориальная единица. При этом Законом Республики Беларусь от 22 июня 1998 г. «О внешнем государственном долге Республики Беларусь» закреплено, что государственным является только тот заем, по которому обязательства возникают у государства. Займы же, привлекаемые административно-территориальными единицами, являются не государственными займами, а займами, соответственно, этих единиц. В отношении внутреннего государственного долга такое требование четко не закрепляется, тем не менее понятие внутреннего государственного долга не содержит указания на включение в сумму внутреннего государственного долга долгов административно-территориальных единиц, на основании чего можно сделать вывод, что такой долг к государственному внутреннему долгу не относится. Административно-территориальные единицы являются самостоятельными субъектами правоотношений, более того, они имеют свои источники финансирования, свой бюджет и самостоятельно несут ответственность по своим обязательствам. Суть же понятия государственного долга заключается в том, что должником по обязательствам является само государство. Республика Беларусь несет безусловные обязательства по погашению и обслуживанию долга, при этом он полностью обеспечивается средствами республиканского бюджета и иным имуществом, находящимся в собственности государства. В свою очередь, долг административно-территориальных единиц обеспечивается средствами местного бюджета и иным имуществом, находящимся в собственности административно-территориальных единиц. Принятый в 2008 г. и вступающий в силу с 1 января 2009 г. Бюджетный кодекс Республики Беларусь предусматривает иной подход в отношении внутреннего государственного долга Республики Беларусь, определяя его как общую сумму основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам, в том числе займам органов местного управления и самоуправления, на определенный момент времени. При этом в понятие государственных займов займы органов местного управления и самоуправления не включаются. Под государственными займами понимаются займы (кредиты), по которым возникают долговые обязательства Республики Беларусь как заемщика, эмитента ценной бумаги или гаранта. Под долгом органов местного управления и самоуправления понимается общая сумма основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам органов местного управления и самоуправления на определенный момент времени. Несмотря на включение долга местных органов управления в общую сумму государственного долга, Бюджетный кодекс Республики Беларусь, как и действующее законодательство, придерживается разграничения ответственности по долгам государства и административно-территориальной единицы, наличия и закрепления собственных источников погашения долга. В этой связи включение долга местных органов управления и самоуправления в сумму внутреннего государственного долга с теоретической точки зрения представляется необоснованным. Объявление: |
< Предыдущая | Следующая > |
---|