Реформирование ставки подоходного налога |
Вопросы реформирования ставки подоходного налога в Республике БеларусьТ. В. Самохвалова Известно, что в Республике Беларусь основное место среди платежей с физических лиц занимает подоходный налог. Однако, несмотря на постоянное совершенствование, подоходное налогообложение в нашем государстве имеет ряд существенных недостатков. На протяжении последних лет довольно актуальным являлся вопрос о реформировании существовавшей пятиуровневой прогрессивной шкалы налогообложения. Предлагались различные варианты: растягивание действующей шкалы в 2 раза при сохранении стандартных налоговых вычетов; введение двухуровневой прогрессивной шкалы (9 и 15 %, 10 и 15 %) с сохранением стандартных вычетов, введение пропорциональной ставки налога (в этом случае налог взимается в одинаковой доле независимо от размера доходов). Сведения о введении именно пропорциональной ставки подоходного налога начали появляться в СМИ с начала 2008 г. А немного позднее, на заседании Совмина Беларуси, А. Харковец сообщил, что Министерство финансов окончательно определилось с планами перехода в 2009 г. к единой ставке подоходного налога в размере 12 %. Чем же вызвана необходимость столь кардинальной меры? Объявление: В свое время введение прогрессивной шкалы мотивировалось принципом справедливости подоходного налогообложения: высокие доходы следует облагать налогом по более высоким ставкам, а малообеспеченные слои населения должны платить в казну по относительно низким ставкам. Однако результаты анализа, проведенного Минэкономики и МНС, показали, что поставленные цели так и не были достигнуты. Так, за последние годы значительно снизилась доля подоходного налога в общих доходах бюджета, несмотря на рост зарплаты и денежных доходов населения. Среди основных причин можно назвать и то, что основную часть поступлений подоходного налога обеспечивали группы населения, доходы которых облагались по ставкам 9 и 15 %, а лица с уровнем зарплаты в 3–4 раза выше среднего давали всего 9,1 % поступлений. Кроме того, высокие предельные ставки на практике лишь стимулировали уклонение от уплаты налогов. Но в чем преимущества пропорциональной ставки налогообложения? Во-первых, пропорциональная ставка подоходного налога наиболее проста для применения. Отпадает проблема неизбежного при прогрессивной шкале постоянного нарастания сумм уплачиваемого налога с начала и до конца года. Во-вторых, единая ставка обеспечивает меньшее влияние налога на выбор экономических решений. В-третьих, сторонники такой системы указывают, что введение единой ставки способствует легализации доходов. На следующий год после введения единой 13 % ставки подоходного налога в Российской Федерации в основном в результате легализации доходов поступления возросли на 46 % в номинальном и на 26 % в реальном выражении. Однако многие специалисты акцентируют внимание на том, что «плоская» шкала тормозит развитие социальной сферы, так как усиливает разрыв между изобилием в частном секторе и нищетой в общественном. Разработчики реформы подоходного налогообложения в Республике Беларусь постарались учесть все позитивные и негативные аспекты перехода к пропорциональной системе подоходного налогообложения, в том числе и опыт стран, прошедших данный этап. И в первую очередь был разработан компенсационный механизм в отношении граждан Республики Беларусь, которые ранее уплачивали налог по ставке 9 %. Конечно, изменения ставок подоходного налога недостаточно для решения всех существующих проблем, в том числе и проблемы легализации доходов граждан и зарплаты в «конвертах». Необходимо рассмотреть и реформирование отчислений в Фонд соцзащиты, усовершенствовать состав расходов физических лиц, вычитаемых из облагаемой базы, на образование, лечение и т. д. Но все же, если государство грамотно поведет социальную политику, переход к пропорциональной ставке подоходного налога, несомненно, принесет положительный результат. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|