Проблема рейдерства |
К вопросу о проблеме рейдерстваК. В. Чуешов Переход к новому типу экономики, связанный с распадом СССР, дал импульс к развитию в постсоветских государствах предпринимательства, а также актуализировал процессы разгосударствления и приватизации. В связи с этим в независимых государствах остро встала проблема рейдерства уже в начале 1990-х гг. Нестабильность экономики, несогласованность деятельности правоохранительных органов и иных государственных органов, несовершенство нормативной базы суверенных государств благоприятствовали захватам предприятий. Субъектами таких захватов обычно были организованные преступные группы, как правило вооруженные, методами которых становились насильственные действия, физический захват предприятия. Объектами – в первую очередь крупные и средние предприятия, работающие в перспективных отраслях (нефтедобыча, металлургия, крупное промышленное производство). Поэтому данная проблема в то время стояла не так остро для Республики Беларусь. Однако постепенное развитие законодательства в основном пресекало открытые вооруженные захваты и заставило злоумышленников искать новые, уже экономические схемы. Рейдерство стало характеристикой так называемой «беловоротничковой» преступности. Основным занятием захватчиков стала подготовка условий для получения контроля над субъектом хозяйствования. Наибольший риск стать объектом рейдерской атаки, в силу ряда причин, имеет акционерное общество (АО). Захват АО обычно происходит постепенно, путем последовательного завладения небольшими пакетами акций. Основные задачи рейдеров – дестабилизировать работу органов управления общества, вывести любыми способами из них неугодных людей, заменив их своими пособниками; а также получить максимальную долю в АО (например, скупая акции миноритарных акционеров). Анализируя проблему рейдерства на постсоветском пространстве, российские специалисты обычно выделяют некоторые характерные особенности практики (прежде всего в РФ) захватов предприятий. Во-первых, это сочетание «белых», «серых» и «черных» методов получения доли участия в АО (скупка акций, подача многочисленных судебных исков в адрес АО, гринмейл, принуждение к совершению сделки и др.). Во-вторых, отмечается появление компаний, специализирующихся в области недружественных поглощений. Третьей особенностью является относительно высокий уровень коррупции в государственных органах, результатом чего часто является принятие незаконных решений соответствующими органами. Эксперты отмечают, что, несмотря на относительное благополучие в проблеме рейдерства в Республике Беларусь в настоящее время, оно может быть временным. Многие высказывают точку зрения о том, что в нашем государстве рейдерство возможно в основном через криминальные банкротства. Практика показывает, что нередко процедуры банкротства начинаются не как преднамеренные, но дальше их логика выстраивается в ярко выраженный умысел. Эксперты считают, что особое внимание правоохранительных органов должно быть направлено на период, когда начнется вывод за территорию Минска промышленных предприятий. Объявление: Говоря о «белорусской специфике» рейдерства, следует особо выделить случаи, когда хозяйственными судами на предприятия-бакроты назначаются антикризисные управляющие, отдельные из которых, используя предоставленные полномочия, распродают имущество предприятий, в том числе и объекты недвижимости, за бесценок, оправдывая это необходимостью вывода предприятия из кризиса. На деле же происходит все наоборот, и указанные субъекты хозяйствования разоряются. Вышеизложенное позволяет сделать вывод о необходимости принятия комплекса последовательных правовых мер, направленных на противодействие распространению в Республике Беларусь данного негативного явления. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|