Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Регулирование крупных сделок





Регулирование крупных сделок

Проблемы правового регулирования в Республике Беларусь крупных сделок и сделок с заинтересованностью

Ф. Н. Буганов

Новая редакция Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. «О хозяйственных обществах» не просто внесла существенные изме­нения в правовое регулирование вопросов деятельности обществ, но, по сути, создала основу отечественного корпоративного законода­тельства. Впервые в практике корпоративного управления в Респуб­лике Беларусь было введено правовое регулирование крупных сделок и сделок с заинтересованностью.

Крупные сделки и сделки с заинтересованностью можно считать одним из наиболее сложных и важных вопросов гражданского права. Однако эта сложность, к сожалению, во многом вызвана расплывча­тостью формулировок упомянутого Закона.

Между тем анализ зарубежного права показывает, что вопросы совершения крупной сделки и сделки, в которой имеется заинтересо­ванность, носят многоаспектный характер и требуют предельно тща­тельной юридической проработки при их заключении.

Крупные сделки и сделки с заинтересованностью подлежат одоб­рению в особом порядке. Сделки, совершенные с нарушением установленного порядка, могут быть признаны судом недействительными. Зарубежное законодательство (например, Франции и Великобрита­нии) за нарушение установленного порядка совершения подобных сделок предусматривает и другие последствия: лишение права голоса, а в ряде случаев – административную и уголовную ответственность.

Объявление:

Сравнительный анализ законодательства Республики Беларусь, Российской Федерации, других стран показывает, что круг лиц, при­знаваемых заинтересованными, в гражданском праве Беларуси и Рос­сии значительно шире, чем в праве подавляющего большинства госу­дарств, имеющих подобные нормы.

Белорусский законодатель при разработке и принятии изменений в Закон «О хозяйственных обществах», касающихся установления порядка совершения крупных сделок и сделок с заинтересованно­стью, к сожалению, не учел в определенной степени неудачный опыт Российской Федерации, создав тем самым условия для неоднозначно­го применения норм законодательства.

1. Не определено, будет ли сделка, совершаемая обществом в процессе обычной хозяйственной деятельности и отвечающая крите­риям крупной сделки, все-таки считаться таковой, т. е. крупной (в РФ такие сделки не подпадают под особое регулирование). Отсюда сле­дующий вопрос, не решенный в законодательстве РФ: что понимать под обычной хозяйственной деятельностью общества?

2. Применительно к крупным сделкам не определены и критерии их взаимосвязанности.

3. Чрезмерно расширен возможный перечень сделок с заинтере­сованностью из-за их привязки к понятию аффилированного лица.

4. Отсутствует четкое указание на оспоримость крупных сделок и сделок с заинтересованностью, не определен круг лиц, которые могут оспорить совершение подобных сделок, и т. д.

Учитывая вышеизложенное, на наш взгляд, представляется очень важным, чтобы, устанавливая меры защиты для определенных кате­горий участников гражданского оборота, в частности акционеров или участников общества, нормы законодательства не создавали угрозы стабильности самого гражданского оборота и, как следствие, возмож­ности нарушения прав других его участников. Возможным выходом из данной ситуации является как можно скорейшее корректирование норм Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах», а также принятие в его развитие нормативных правовых актов, разъяс­няющих спорные вопросы.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >