Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Публичный договор и договор присоединения





Публичный договор и договор присоединения

Соотношение публичного договора и договора присоединения

В. М. Дубицкий

1. Публичный договор (ст. 396) и договор присоединения (ст. 398) относятся к числу важных новелл Гражданского кодекса Республики Беларусь 1998 г. (далее – ГК).

В литературе существуют различные точки зрения относительно соотношения этих двух видов договоров. Одни авторы (К. Чернышев) предлагают объединить их и регулировать соответствующие отноше­ния одной статьей, другие (Б. М. Сейнароев, М. И. Брагинский, Н. И. Клейн) отмечают, что это два разных института, между которы­ми в отдельных случаях возникает конкуренция.

В соответствии с первой точкой зрения оформление правоотно­шений сторон публичного договора производится обычно путем за­ключения договора присоединения, поэтому и нормы об этих догово­рах должны быть объединены в одной статье, так как публичный до­говор и договор присоединения регулируют сходный круг правоот­ношений.

Согласно второй точке зрения публичный договор и договор при­соединения представляют собой два разных института, которые, од­нако, тесно связаны между собой. Они не могут быть объединены, поскольку между ними имеются существенные различия по субъект­ному составу, основаниям заключения, порядку установления усло­вий, последствиям нарушения договорных обязательств.

2. Сходство договора присоединения и публичного договора за­ключается в том, что оба они призваны гарантировать юридическое равенство участников правоотношений путем ограничения принципа свободы договора в общественных интересах. Нормы о публичном договоре и договоре присоединения направлены на типизацию дого­ворных условий, под которой следует понимать выработку единых условий для всех лиц, намеренных заключить договор.

Объявление:

Между тем договор присоединения и публичный договор регули­руют несколько разные плоскости отношений. Нормы о публичном договоре определяют основание заключения договора, а нормы о до­говоре присоединения – процедуру его заключения.

3. Если какой-либо конкретный договор подпадает под режим ст. 396 и ст. 398 ГК одновременно, эти нормы должны применяться вместе. При этом приоритетными остаются нормы ст. 396 ГК, по­скольку коммерческая организация не может быть освобождена от обязанности заключить договор, предоставить равные условия даже в
случае выбора потерпевшей стороной ст. 398 ГК, в которой не содер­жится таких обязанностей. Нормы ст. 398 ГК следует применять только в части способа заключения публичного договора.

Конкуренция норм ст. 396 и 398 ГК возможна в случае, если ус­ловия договора, подпадающие под действие этих норм, во-первых, дискриминируют потребителя по отношению к другим потребителям той же коммерческой организации и, во-вторых, либо лишают потре­бителя прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, либо исключают или ограничивают ответственность другой стороны за нару­шение обязательств, либо являются явно обременительными для него.

В таких случаях возникает конкуренция между п. 5 ст. 396 ГК, предусматривающим ничтожность соответствующих условий догово­ра, и п. 2 ст. 398 ГК, допускающим возможность расторжения или изменения договора.

На наш взгляд, приоритетными должны быть положения п. 5 ст. 396 ГК, поскольку несоблюдение требований п. 2 и п. 4 ст. 396 ГК прямо нарушает закон. Между тем следует иметь в виду: требование п. 2 ст. 396 ГК не означает, что условия публичного договора для аб­солютно всех потребителей должны быть одинаковыми, т. е. стан­дартными.

4. Нормы о публичном договоре не исключают возможности применения к соответствующим отношениям норм о договоре при­соединения и наоборот. Более того, такое двоякое применение спо­собствует усилению защиты прав потребителя: на стадии исполнения договора к его праву требовать недискриминации по отношению к
другим потребителям прибавляется право требовать исключения или изменения явно обременительных условий. Кроме того, заключение публичного договора путем присоединения к разработанным стан­дартным формам, формулярам косвенно способствует соблюдению принципа равных условий в публичном договоре.

Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что пуб­личный договор и договор присоединения являются самостоятельны­ми институтами и могут применяться в гражданско-правовых отно­шениях как обособленно, так и в совокупности, дополняя друг друга.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >