Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Институт банкротства гражданина





Институт банкротства гражданина

К вопросу об институте банкротства гражданина

М. А. Ковалёнок

В белорусском законодательстве отсутствует институт банкрот­ства гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимате­лем. Однако развитие гражданского оборота, безусловно, требует вве­дения такого института. Причем при разработке белорусской модели этого института необходимо учитывать мировые подходы к регулиро­ванию данных отношений, в частности, к определению критерия не­состоятельности и выделению признаков инициирования банкротства.

Критерием несостоятельности в зависимости от избранного в конкретной стране подхода признается неоплатность либо неплатеже­способность. При неоплатности для решения вопроса о банкротстве должника необходимо доказать, что его пассивы превышают активы. Неплатежеспособность же предполагает лишь наличие факта неис­полнения должником своих обязательств.

Федеральный закон Российской Федерации «О несостоятельно­сти (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (далее – Закон) в качестве критерия несостоятельности для гражданина, не являющего­ся предпринимателем, устанавливает критерий неоплатности: граж­данин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов, если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества (п. 1 ст. 3).

В Германии Положение о несостоятельности, введенное Законом Германии «О регулировании порядка производства по делам о несо­стоятельности» 1994 г. (далее – Положение), предусматривает, что производство по делам о несостоятельности может быть возбуждено в отношении имущества любых физических и юридических лиц (§ 11). При этом в § 17 Положения установлено, что основанием возбужде­ния производства является неплатежеспособность должника.

При применении критерия неоплатности, с одной стороны, не­возможно признание несостоятельным должника, испытывающего временные финансовые трудности, с другой стороны, должники мо­гут не исполнять обязательства, пользуясь тем, что их активы превы­шают пассивы. При законодательном закреплении критерия неплате­жеспособности легко возбудить производство по делу о банкротстве, должники не могут использовать аргумент о положительном балансе для неисполнения обязательства.

Наряду с избранием критерия несостоятельности, важную роль играет определение признаков несостоятельности: признаков ини­циирования (условий, необходимых для возбуждения производства по делу о несостоятельности) и признаков признания банкротства (условий, необходимых для принятия решения о признании должника банкротом).

В российском законодательстве, исходя из п. 1 ст. 3, п. 2 ст. 6 За­кона, признаками инициирования являются: размер задолженности, срок неисполнения требований, установленность требования (под­тверждение законности требования решением суда, вступившим в силу), истечение 30-дневного срока с момента направления судебного решения. Законодательство Германии несколько иначе подходит к определению признаков инициирования несостоятельности. Согласно § 17, 18 Положения под основаниями возбуждения производства по­нимаются приостановление должником своих платежей; угроза не­платежеспособности, т. е. предположение, что должник будет не в состоянии выполнить существующие денежные обязательства по на­ступлении срока их исполнения; сверхзадолженность – если имуще­ство должника перестает покрывать его существующие обязательства. На наш взгляд, российская модель института банкротства граж­данина является более приемлемой для Республики Беларусь. Выбор критерия неоплатности белорусским законодателем позволяет исклю­чить ситуации признания банкротом гражданина при наличии у него достаточного имущества для взыскания в судебном порядке. Система признаков инициирования также должна быть четко определенной, что позволит избежать дополнительной нагрузки на судебную систе­му при повсеместном инициировании кредиторами банкротства должников.

 
< Предыдущая   Следующая >