Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Эволюция понятия государственных объединений





Эволюция понятия государственных объединений

Эволюция понятия государственных объединений в законодательстве Беларуси

А. И. Сидорович

В законодательстве Беларуси государственные объединения поя­вились при переходе в 1920-х гг. к новой экономической политике. Согласно Декрету ЦИК и СНК СССР от 10 апреля 1923 г. «О государ­ственных промышленных предприятиях (трестах), действующих на началах коммерческого расчета», первые государственные объедине­ния создавались в двух видах: тресты и синдикаты. Признаки треста: единое юридическое лицо, состоящее из производственных единиц (заводов, магазинов); самостоятельность в производстве; наличие утвержденного устава. В отличие от трестов синдикаты – всесоюзные торговые объединения трестов – объединяли самостоятельные юри­дические лица, а не структурные подразделения, не наделенные пра­вами юридического лица.

В конце 1920-х гг. признаки и виды первых государственных объединений получили дальнейшее развитие. Положение о государ­ственных трестах, утвержденное 29 июня 1927 г. ЦИК и СНК СССР, кардинально расширило один из признаков треста: в его состав могли входить обладающие статусом юридического лица единицы. После издания постановления ЦК ВКП(б) от 5 декабря 1929 г. «О реоргани­зации управления промышленностью» классифицировать объедине­ния стало возможно и по критерию подчиненности: объединения со­юзного значения, республиканского и местного подчинения, а также объединения синдикатского типа в составе предприятий и трестов республиканского и местного значения. Классификация объединений была упрощена и систематизирована в Положении о социалистиче­ском государственном производственном предприятии, утвержден­ном постановлением Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. В зависимости от правосубъектности входящих в их состав единиц объединения классифицированы на промышленные (состоящие из самостоятельных предприятий), а также производственные и научно-производственные (с единицами, не имеющими прав предприятий). С изданием Положения о производственном объединении (комбинате), утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 27 марта 1974 г. № 212, признаки государственных объединений легально до­полнены еще одним: объединения это не механическая сумма производственных единиц (как при трестировании), а подлинно единые про­изводственно-хозяйственные комплексы, состоящие не только из про­изводственных предприятий, но и научно-исследовательских, конст­рукторских, проектно-конструкторских, технологических организаций.

Законом СССР от 30 июня 1987 г. «О государственных предпри­ятиях (объединениях)» государственные объединения классифициро­ваны по способу образования: созданные административным путем или добровольно созданные предприятиями на договорной основе.

После обретения Республикой Беларусь суверенитета признак добровольных начал в создании государственных объединений со­хранен в Законе Республики Беларусь от 14 декабря 1990 г. «О пред­приятиях в Республике Беларусь». Гражданский кодекс Республики Беларусь 1998 г. (далее – ГК) наложил мораторий на создание госу­дарственных объединений, однозначно закреплен временный харак­тер ранее созданных государственных объединений.

Объявление:

Законом Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. глава 4 ГК («Юридические лица») дополнена параграфом 6 («Государственные объединения»). Неизменными остались два исторически сложивших­ся признака государственных объединений: статус юридического ли­ца, наличие устава в качестве учредительного документа. Возмож­ность создания государственных объединений на добровольных нача­лах исключена. Иные признаки государственных объединений пре­терпели эволюцию и дополнены. Расширен состав участников объе­динений: как юридические лица всех форм собственности, так и ин­дивидуальные предприниматели. Определены особые цели государ­ственных объединений: общее руководство, управление, координация деятельности и представление интересов участников объединения. Государственные объединения на настоящем этапе могут обладать статусом как коммерческого, так и некоммерческого юридического лица, а имущество государственным объединениям принадлежит ли­бо на праве хозяйственного ведения, либо оперативного управления.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >