Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Договор факторинга





Договор факторинга

Уступка права требования как способ обеспечения исполнения обязательств по договору факторинга

Н. Ю. Газдюк

Согласно ст. 153 Банковского кодекса Республики Беларусь (да­лее – БК) денежное требование к должнику может быть уступлено кредитором фактору не только в целях получения кредитором суммы данного денежного требования за вычетом дисконта, но и в целях обеспечения исполнения обязательств кредитора перед фактором. В качестве обеспечения исполнения обязательств выступает не сам договор факторинга, а уступка права требования.

Основные отличия уступки права требования в целях обеспече­ния от уступки, совершаемой в целях получения финансирования, заключаются в следующем:

1) хотя фактор и приобретает правовой титул на денежное требо­вание, получить денежные средства от должника фактор вправе толь­ко в случае нарушения кредитором обязательств перед фактором, а именно обязательств по возврату предоставленных фактором денеж­ных средств и (или) по уплате фактору вознаграждения за оказанные финансовые услуги;

2) в случае взыскания фактором денежных средств непосредст­венно с должника в отсутствие факта неисполнения кредитором обя­зательства, в отношении которого данное требование было предо­ставлено в качестве обеспечения, на фактора может быть возложена ответственность перед кредитором за нарушение условий договора факторинга;

Объявление:

3) в случае нарушения кредитором своих обязательств перед фак­тором и взыскания фактором денежных средств с должника фактор обязан передать кредитору денежные средства, превышающие сумму задолженности кредитора перед фактором, в то время как в случае уступки права требования с целью получения финансирования фактор приобретает права на всю сумму денежных средств, уплаченную должником по уступленному денежному требованию (ст. 159 БК).

В юридической литературе нет единства взглядов по вопросу о правовой природе в целях обеспечения исполнения обязательств кре­дитора перед фактором. Наиболее часто высказывается мнение о том, что в данном случае договор факторинга сочетает в себе признаки кредитного договора и договора залога имущественных прав (прав требования). Представляется, что уступка права требования в целях обеспечения не может рассматриваться как разновидность залога прав требования по следующим причинам:

1) при залоге имущественных прав (требования) замена кредито­ра в основном обязательстве, из которого данное право требования возникло, до обращения взыскания на заложенное право не происхо­дит, т. е. залогодержатель не приобретает статуса кредитора в основ­ном обязательстве (данный вывод следует из ст. 56 Закона Республи­ки Беларусь от 24 ноября 1993 г. «О залоге»), в то время как при ус­тупке права требования фактор становится кредитором в основном обязательстве с момента, определяемого договором факторинга;

2) законодательство устанавливает особый, по общему правилу, судебный порядок обращения взыскания на предмет залога (ст. 330 Гражданского кодекса Республики Беларусь), в то время как в случае уступки права удовлетворение требований фактора происходит по­средством предъявления фактором должнику счетов к оплате (такой вывод следует, в частности, из ст. 159 БК).

С точки зрения классификации способов обеспечения исполнения обязательств уступка права требования в целях обеспечения исполне­ния обязательств кредитора перед фактором относится: к специаль­ным (поскольку предусмотрен исключительно для обеспечения обязательств по договору факторинга), акцессорным, реальным, непосес-сорным способам обеспечения обязательств.

Представляется целесообразным закрепить в отечественном за­конодательстве правила о приоритете прав фактора перед другими конкурирующими заявителями в отношении уступленного права тре­бования и поступлений денежных средств, полученных по уступлен­ному праву требования от должника.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >