Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Возмещение морального вреда





Возмещение морального вреда

Возмещение морального вреда как способ защиты прав субъектов хозяйствования

Е. Ю. Есманович

Со вступлением в силу с 1 июля 1999 г. нового Гражданского ко­декса Республики Беларусь (далее – ГК) принципиально изменились подходы в регулировании института морального вреда. При этом зна­чительно расширилась сфера применения норм данного института.

Право на материальное возмещение морального вреда гарантиро­вано Конституцией Республики Беларусь. Статьи 12, 60 Конституции закрепляют возможность защиты прав каждым. К числу таких субъ­ектов можно отнести не только граждан, но и юридических лиц, в ча­стности субъектов хозяйствования.

Из смысла ст. 153 ГК правом на возмещение морального вреда обладают только физические лица. Юридические лица имеют воз­можность защищать свои интересы, в том числе деловую репутацию, лишь с помощью неимущественных способов – публикаций, опро­вержений, что, по нашему мнению, не дает надлежащих гарантий при защите нарушенных интересов. В последние годы все чаще возникает необходимость в защите такого неимущественного права, как деловая репутация, свойственного не только физическим лицам.

С одной стороны, сложившийся подход связан с содержанием понятия морального вреда (нравственные и физические страдания) и особенностями самого юридического лица как участника гражданского оборота. Логично предположить, что абстрактный характер юридиче­ского лица не позволяет приписывать ему некие чувства и состояния, свойственные человеку. Вместе с тем развитие законодательства зна­чительно расширяет рамки восприятия такого субъекта. В частности, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях 2003 г. в числе субъектов административной ответственности опреде­лил и юридических лиц, отождествляя их вину с виной должностных лиц. В статье 49 Закона Республики Беларусь «Об экономической не­состоятельности (банкротстве)» сказано, что кредитор обязан возместить убытки (вред, в том числе моральный), причиненные должнику заявлением кредитора, если заявление содержало сведения, имеющие заведомо ложный характер. При этом никаких ограничений по виду субъектов, могущих этого требовать, закон не содержит. Таким обра­зом, из смысла указанных норм моральный вред предстает в качестве неимущественного вреда, причиненного именно юридическому лицу.

Объявление:

Если попытаться раскрыть сущность дефиниции морального вре­да, причиненного субъекту хозяйствования, то можно определиться, что под ним подразумеваются утраты неимущественного характера, которые наступили в связи с унижением его деловой репутации, пося­гательством на фирменное наименование, товарный знак, производ­ственную марку, разглашение коммерческой тайны, а также – с со­вершением действий, направленных на снижение престижа или под­рыв доверия к его деятельности.

Таким образом, анализ существующего законодательства позво­ляет установить противоречия норм различных нормативных право­вых актов. Для их устранения считаем возможным внести изменения в ст. 153 ГК, расширив круг субъектов, могущих взыскать компенса­цию морального вреда за счет субъектов хозяйствования. При этом необходимо одновременно заложить в Гражданский кодекс норму, содержащую легальное определение таких лиц.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >