Культурно-просветительская функция современного телевидения Автор: Оленев Владимир Иванович
Российское телевидение последнего времени чрезмерно коммер-циализировано. Погоня за высокими рейтингами приводит к его ду-ховно-нравственному обнищанию. Развлекательная функция телеви-дения реализуется с подавляющим преимуществом по сравнению с другими функциями. Неслучайно некоторые наиболее ярые критики современного ТВ называют его «средством дебилизации молодого поколения». Особенно это присуще федеральным коммерческим кана-лам. Такое положение становится не терпимым, ситуация нуждается в коренном изменении.
Духовно-познавательный канал «Культура» выглядит сегодня крохотным островком в огромном телевизионном море коммерции и «развлекаловки». Поэтому неслучайно на уровне Президента России обсуждался вопрос об открытии других специализированных каналов – детского, военно-патриотического, образовательного и т.д. Любая телевизионная передача в идеале должна приобщать зри-теля к культуре. Существуют такие программы на отечественном теле-видении, которые в свое время специально создавались для приобще ния аудитории к достижениям науки и культуры, цель которых – систематическое образование. При этом необходимо различать культур но просветительскую и образовательную функции телевидения. Пер вая подобна клубу, вторая – школе.
Своеобразной отдушиной в этом плане являются некоторые пере дачи местного телевидения, например трансляции спектаклей, кон цертных программ («Поют Николай Басков и Мантсеррат Кабалье»), демонстрация телевизионного сериала («С тобой и без тебя»). Эти формы, принадлежащие собственно искусству, находятся за пределами журналистики. Вместе с тем использование образных возможностей экрана как в целом в тележурналистике, так и в передачах культурно просветительского направления, есть важнейший признак профессио нализма. Показ произведений искусства с комментариями писателей, ис кусствоведов, музыкантов строится, как и всякая передача, по законам драматургии и гармонии. Так, на канале «Культура » транслируются передачи типа «Марийская осень», концерты оркестра народных инст рументов «Марий кундем», «Телекаласс для вас», «Тулвий», «Арт мари».
На телеэкране искусство обретает вторую, нетрадиционную фор му социального бытия, стимулирует развитие народного творчества. Сколько бы ни говорили о «неполноценности» приобщения к искусст ву посредством телевидения, следует признать, что для многих росси ян это едва ли не единственная возможность познакомиться с класси кой и лучшими работами мастеров искусства.
На региональных каналах, каким является наше марийское телевидение, большое внимание уделяется краеведческому направлению, например особенностям природы Марий Эл, ее талантливым людям. Эти же темы освещаются в телефильмах «В краю лесов и озер», «За поведные люди» (автор И. Губина). Последний стал лауреатом Все российского телевизионного фестиваля «Моя провинция».
Специфика национальных каналов – показ программ на языке ти тульной нации. Поэтому выход в течение ряда лет передачи «Учимся говорить по марийски», безусловно, выполняет ряд важнейших функ ций: знакомство с культурой, традициями, воспитание толерантности, главным образом, у подрастающего поколения. Данный проект выхо дит за рамки, собственно, телевизионного вещания, так как используется в общеобразовательных школах, где изучается марийский язык, а также в областях с компактным проживанием мари, например, в Баш кортостане. Метод погружения с использованием аудиовизуальной продукции способствует прочности усвоения знаний и теснее связы вает детей разных национальностей. Передачи подобного типа воз вращают аудиторию к неправомерно забытому воспитанию чувства интернационализма. Правда, с сожалением следует констатировать, что в последнее годы подобным проектам все меньше отводится вре мени на экранах ТВ.
Самым популярным и в то же время простым по форме является телевизионное знакомство с духовно богатой личностью. Цикл интер вью «Поздний гость» (автор и ведущий В. Оленев), «Поцелуй форту ны» (Н. Белоусова), «Смотрите, кто пришел» (И. Губина) помогли по знакомить республиканскую аудиторию с интересными людьми, сво его рода социальными эталонами жизни. С сожалением приходится говорить о таких передачах в прошедшем времени: им нет места в сет ке современного вещания в связи с тем, что информационные блоки – суть современной телевизионной политики, диктуемой Москвой.
Несколько лет назад был успешно реализован проект «Vox popilli – vox Dei» («Глас народа»), разработанный совместно с юриди ческим факультетом МарГУ при поддержке Российского фонда право вых реформ. Главной его задачей было юридическое просвещение ау дитории посредством разрешения насущных проблем населения. Оп ределяющими стали такие вопросы, как «Правопорядок и преступ ность», «Подростковая преступность», «Наркомания – болезнь или социальное зло», «Право граждан на труд, самооборону и самозащиту». Благодаря тому, что в передачах принимали участие ответствен ные работники, профессионалы, использовалось интерактивное обще ние с аудиторией, они, безусловно, ответили на многие очень важные вопросы, связанные с правовыми проблемами.
В ряду культурно просветительских программ марийского теле видения особое место занимает цикл «Преображение» (автор и веду щая В. Аникова), в котором речь идет о возрождении в Марий Эл пра вославных традиций. Впервые она вышла в эфир в 1991 году, когда еще вопросы православия и церковной жизни в России не находились в поле зрения ни государства, ни средств массовой информации. И это обстоятельство уже само по себе заслуживает внимания и поощрения, так как авторам удалось спрогнозировать ситуацию, связанную с дальнейшим развитием внимания государственных СМИ к вере в целом и Православию в частности. Активные участники передач – священно служители, учителя, преподаватели вузов, воспитатели детских дошкольных учреждений, чиновники разного ранга, врачи, члены прави тельства. Тематика программ напрямую связана с названием цикла – «Преображение», что предполагает человеческое возрождение и воз рождение национального духа, самосознания посредством обращения к многовековому достоянию России. Поэтому героями передач стали такие личности, как, например, иеромонах Филарет (в миру – Златоустов С.В., физик, доктор наук, профессор Казанского авиационного института). Его рассказы из истории религии, освещение ряда нравствен ных проблем, безусловно, вызывали особую заинтересованность со стороны зрителей, которые с удивлением слушали беседы о Христе из уст ученого, непосредственно связанного ранее с естественными нау ками. Это сообщало высказанной им информации большую достовер ность и убедительность.
После образования Йошкар Олинской епархии в 1993 году темы цикла приобрели еще большую религиозную направленность. Так, в рамках программы «Лабиринт» был показан пятисерийный слайд фильм «Храмы России», а также «Великий пост», «Возрождение Мироносицкого монастыря», «Храмы Марийской земли» и т.д. Творче ская группа цикла стала тесно сотрудничать с Йошкар олинской епар хией и архиепископом Йошкар Олинским и Марийским Иоанном.
Посредством очерков, репортажей, зарисовок, интервью, а также записей духовной музыки авторы передач знакомили аудиторию с подвижниками Православной Церкви, с историей конкретных храмов, святых мест земли марийской.
Программа «Преображение» стала не только постоянным участ ником фестиваля семинара «Православие на телевидении», но и неод нократно получала разного рода награды: так, в 1998 2000 годах авто ры программы были удостоены серебряных медалей преподобного Сергия Радонежского – за фильмы «Праздник Смоленской Седмиезер ной в Петъялах», «Богородице Сергиева пустынь», «Памяти протоие рея Владимира Аллина». В 2001 и 2004 годах были получены призы и дипломы «За произведение, имеющее высокие художественные досто инства и утверждающее христианские ценности» за фильмы «Свеча неугасимая» и «Храм Михаила Архангела». С 2005 года программа выходит каждый понедельник на канале «Культура». Основными ее темами остаются религиозные, как, например: «Канонизация марий ских новомучеников», «Священник в армии», «Таинства Церкви», «Дни славянской письменности и культуры», «Паломничество», «Чудотворные источники», «Философско религиозная поэзия», «Возрождение православных традиций в Республике Марий Эл».
Безусловно, культурно просветительская функция марийского те левидения не ограничивается перечисленными выше проектами, она несколько шире, хотя современный регламент, предложенный ВГТРК, филиалами которой стали региональные телерадиокомпании, сужает и выбор тем, и возможность самостоятельного выхода в эфир в удобное для аудитории время. Как известно, программы подобного типа на федеральных каналах транслируются глубоко за полночь. Так, реани мированную передачу «Очевидное и невероятное» предлагается по смотреть в 0 часов 35 минут. Это тенденция, которая имеет сугубо прагматическое объяснение – рейтинг.
Таким образом, как было уже отмечено, в целом культурно просветительская деятельность нашего телевидения, к сожалению, заметно уступает место развлекательной. По данным соцопроса, ре гиональные телевизионные компании ближе к желаниям и интересам своей аудитории, которая стремится к Преображению. Это обнадежи вает и дает импульс к рождению инновационных программ, циклов, разработке оригинальных проектов, целью которых является и возро ждение лучших традиций, и появление новых, удовлетворяющих по требность аудитории в передачах культурно просветительского на правления.
|