Понятия в законодательстве о занятости |
О некоторых оценочных понятиях в законодательстве о занятостиС. Г. Красовский Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. «О занятости населения Республики Беларусь» (далее – Закон) содержит определенное количество оценочных понятий. Это понятия: «максимальная удаленность», «транспортная доступность», «уважительные личные причины», «семейные обстоятельства» (ст. 4), «равные возможности», «продуктивная занятость», «особо нуждающиеся в социальной защите» (ст. 10) и др. Статья 4 указанного Закона, содержащая определение подходящей работы, использует несколько оценочных понятий. Практическая важность их конкретизации обусловлена тем, что согласно ст. 25 Закона снятие с учета безработных, в том числе и безработных, не получающих пособия, производится в случае их отказа от двух предложений подходящей работы. Для безработного это означает потерю денежной компенсации в виде пособия по безработице и лишение иных социальных гарантий, которые связаны с его статусом. Одним из критериев «подходящей работы» является транспортная доступность нового места работы, которая тесно связана с понятием «расстояние до места ее нахождения». Оба этих критерия являются оценочными. В действующем законодательстве не содержится конкретных параметров определения как максимальной удаленности, так и транспортной доступности. Однако в Законе указано, что максимальная удаленность должна определяться с учетом транспортной доступности. Таким образом, одно оценочное понятие (максимальная удаленность) ставится в зависимость от другого (транспортная доступность). Общая теория права негативно относится к случаям, когда одно оценочное понятие определяется через другое. Поскольку оба они являются абсолютно не определенными, предоставляют правоприменителю полную свободу при их реализации, то представляется целесообразным на законодательном уровне определить некоторые параметры. В качестве примера можно привести норму Закона о занятости Республики Кыргызстан, где подходящей считается работа, незначительно удаленная от места жительства (не более одного часа). Объявление: Среди других оценочных понятий Закона о занятости важно конкретизировать такое понятие, как «личные уважительные причины». Прежде всего следует отметить, что в данном нормативном правовом акте законодатель употребляет оценочное понятие «уважительные причины» со словом «личные». Этим он подчеркивает, что отказ от предложенной подходящей работы должен быть обоснован только теми уважительными причинами, которые связаны непосредственно с личностью работника: его состоянием здоровья, психофизиологическими качествами и др. Например, ссылка безработного на личную повышенную раздражительность и некоммуникабельность могут рассматриваться в службе занятости как уважительные причины отказа от предложенной работы, связанной с тесным контактом и общением с людьми. Как уже отмечалось, подходящей является работа, которая соответствует профессиональной пригодности безработного с учетом уровня его профессиональной подготовки. Поскольку уровень профподготовки не всегда может быть подтвержден документально, безработный может в качестве уважительной причины сослаться на отсутствие необходимого уровня подготовки. Опыт и стаж работы по прежней профессии (специальности) также должны учитываться при предложении подходящей работы, что следует из ч. 1 ст. 4 Закона о занятости. Критерии подходящей работы предложены Конвенцией МОТ 1988 г. № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы». Заслуживают внимания нашего законодателя некоторые положения приведенной Конвенции в области определения критериев подходящей работы, в частности, относительно возраста безработных и того, что рабочее место может быть незанятым как прямой результат остановки производства в связи с ведущимся трудовым спором. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|