Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Понятия в законодательстве о занятости





Понятия в законодательстве о занятости

О некоторых оценочных понятиях в законодательстве о занятости

С. Г. Красовский

Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. «О занятости на­селения Республики Беларусь» (далее – Закон) содержит определен­ное количество оценочных понятий. Это понятия: «максимальная удаленность», «транспортная доступность», «уважительные личные причины», «семейные обстоятельства» (ст. 4), «равные возможности», «продуктивная занятость», «особо нуждающиеся в социальной защи­те» (ст. 10) и др.

Статья 4 указанного Закона, содержащая определение подходя­щей работы, использует несколько оценочных понятий. Практическая важность их конкретизации обусловлена тем, что согласно ст. 25 За­кона снятие с учета безработных, в том числе и безработных, не по­лучающих пособия, производится в случае их отказа от двух предло­жений подходящей работы. Для безработного это означает потерю денежной компенсации в виде пособия по безработице и лишение иных социальных гарантий, которые связаны с его статусом.

Одним из критериев «подходящей работы» является транспорт­ная доступность нового места работы, которая тесно связана с поня­тием «расстояние до места ее нахождения». Оба этих критерия явля­ются оценочными. В действующем законодательстве не содержится конкретных параметров определения как максимальной удаленности, так и транспортной доступности. Однако в Законе указано, что мак­симальная удаленность должна определяться с учетом транспортной доступности. Таким образом, одно оценочное понятие (максимальная удаленность) ставится в зависимость от другого (транспортная до­ступность). Общая теория права негативно относится к случаям, когда одно оценочное понятие определяется через другое.

Поскольку оба они являются абсолютно не определенными, пре­доставляют правоприменителю полную свободу при их реализации, то представляется целесообразным на законодательном уровне опре­делить некоторые параметры. В качестве примера можно привести норму Закона о занятости Республики Кыргызстан, где подходящей считается работа, незначительно удаленная от места жительства (не более одного часа).

Объявление:

Среди других оценочных понятий Закона о занятости важно кон­кретизировать такое понятие, как «личные уважительные причины». Прежде всего следует отметить, что в данном нормативном правовом акте законодатель употребляет оценочное понятие «уважительные причины» со словом «личные». Этим он подчеркивает, что отказ от предложенной подходящей работы должен быть обоснован только теми уважительными причинами, которые связаны непосредственно с личностью работника: его состоянием здоровья, психофизиологиче­скими качествами и др. Например, ссылка безработного на личную повышенную раздражительность и некоммуникабельность могут рас­сматриваться в службе занятости как уважительные причины отказа от предложенной работы, связанной с тесным контактом и общением с людьми.

Как уже отмечалось, подходящей является работа, которая соот­ветствует профессиональной пригодности безработного с учетом уровня его профессиональной подготовки. Поскольку уровень проф­подготовки не всегда может быть подтвержден документально, безра­ботный может в качестве уважительной причины сослаться на отсут­ствие необходимого уровня подготовки. Опыт и стаж работы по прежней профессии (специальности) также должны учитываться при предложении подходящей работы, что следует из ч. 1 ст. 4 Закона о занятости.

Критерии подходящей работы предложены Конвенцией МОТ 1988 г. № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы».

Заслуживают внимания нашего законодателя некоторые положе­ния приведенной Конвенции в области определения критериев подхо­дящей работы, в частности, относительно возраста безработных и то­го, что рабочее место может быть незанятым как прямой результат остановки производства в связи с ведущимся трудовым спором.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >