Эффективности мер по трудоустройству |
Вопросы эффективности мер по трудоустройству обязанных лиц (недобросовестных родителей)В. Ю. Лобач В рамках реализации государственной программы по защите детей в неблагополучных семьях был принят Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – Декрет № 18) и иные акты, которыми регламентируется порядок трудоустройства и увольнения родителей, обязанных возмещать расходы государства на содержание своих детей, находящихся на государственном обеспечении. Еще до принятия Декрета № 18 было понятно, насколько сложным для исполнения он будет. На практике вопросы регулирования трудовых отношений данных специальных субъектов вызывают столько трудностей, что можно говорить о проблемности реализации данной программы. Сложности возникли как для органов, на которые возложена обязанность по реализации мер по трудоустройству обязанных лиц, так и для нанимателей, на которых возложена обязанность принимать их на работу, обеспечивать работой, гарантировать достойный заработок. Были случаи, когда руководители предприятий и организаций готовы были вносить деньги в пользу детей, только бы им не навязывали данную категорию работников. Основные проблемы в связи с реализацией данной программы сводятся к следующим. 1. Облисполкомами и Минским городским исполнительным комитетом определяется и утверждается перечень организаций независимо от формы собственности для трудоустройства обязанных лиц, после чего до организаций, включенных в перечень, доводится информация о том, что они включены в перечень и обязаны обеспечивать трудоустройство обязанных лиц. В соответствии п. 9 Положения о трудоустройстве родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 105, не допускается отказ нанимателей в приеме на работу обязанных лиц. За отказ нанимателей предусмотрена административная ответственность руководителя организации. Например, отдел трудоустройства «Партизанский» направляет руководителю предприятия Партизанского района г. Минска, включенного в перечень, требование о том, что ему необходимо определить работников, на которых будет возложена обязанность по осуществлению контроля за исполнением обязанными лицами трудовых обязанностей и проведению с ними профилактико-воспитательной работы. Объявление: 2. На обязанных лиц распространяется трудовое законодательство, однако эти лица не имеют права требовать предоставления им работы в соответствии с их образованием и профессиональной подготовкой. Как правило, у данной категории лиц нет ни образования, ни профессии. Таким образом, наниматель обязан трудоустроить лицо, которое не имеет соответствующих знаний, навыков, квалификации и найти ему соответствующую работу. Это может повлечь негативные последствия для нормального функционирования предприятия. 3. Нежелание обязанных лиц добросовестно работать, совершение ими длительных прогулов. Например, на Минском моторном заводе сегодня работают семь обязанных лиц. Регулярная явка (количество прогулов не превышает 20 %) только у двоих, у остальных пятерых прогулы составляют почти 100 %. Таким образом, на нанимателя, органы по труду, занятости, социальной защите населения, внутренних дел ложится значительная нагрузка и ответственность, чтобы заставить трудиться обязанных лиц. Наряду с этим необходимо учитывать, что по республике положительный результат от принимаемых мер составляет примерно 19 %, что свидетельствует об их неэффективности. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|