Коррупционное правонарушение, преступление и проступок |
О соотношении понятий коррупционного правонарушения, преступления и проступка по законодательству стран СНГА. С. Карабельникова В законодательстве России, Украины, Казахстана и Беларуси отсутствует единый подход к определению понятия «коррупционное правонарушение» и его соотношению с понятиями «коррупционное преступление», «коррупционный проступок», «правонарушение, создающее условие для коррупции». Согласно ст. 2 Соглашения о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств – участников СНГ в борьбе с коррупцией коррупционные правонарушения не включают в себя коррупционные преступления. Основным критерием разграничения данных понятий является наличие либо отсутствие уголовной ответственности за совершенное нарушение или деяние. В части 2 ст. 2 Модельного закона «Основы законодательства об антикоррупционной политике», принятого 15 ноября 2003 г. на XXII пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи СНГ, коррупционное правонарушение определено как деяние, обладающее признаками коррупции, за которое нормативным правовым актом установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность. Поэтому в ст. 8 Модельного закона выделяется четыре вида коррупционных правонарушений: гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки, административные правонарушения, преступления. В статье 1 проекта Федерального закона Российской Федерации «О противодействии коррупции» разграничиваются коррупционные правонарушения, за которые установлена уголовная, административная или гражданско-правовая ответственность, и коррупционные проступки, которые влекут дисциплинарную ответственность. В статье 7 проекта Федерального закона также выделяются не относящиеся к ним правонарушения, создающие условия для коррупции. Объявление: Согласно ст. 20 и 21 Закона Республики Беларусь от 26 июля 2006 г. «О борьбе с коррупцией» правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения – это самостоятельные понятия. Коррупционные правонарушения включают в себя коррупционные преступления, административные и дисциплинарные проступки, гражданско-правовые деликты. В Законе Украины от 5 октября 1995 г. «О борьбе с коррупцией» вместо термина коррупционное правонарушение используется термин коррупционное деяние, совершение которого может влечь, согласно ст. 3 Закона, административную, уголовную, гражданско-правовую и материальную ответственность. В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона Республики Казахстан от 2 июля 1998 г. «О борьбе с коррупцией» правонарушениями, связанными с коррупцией (коррупционными правонарушениями), являются деяния, сопряженные с коррупцией или создающие условия для коррупции, которые влекут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность. Таким образом, основным критерием дифференциации коррупционных правонарушений на преступления, административные правонарушения, дисциплинарные проступки, гражданско-правовые деликты является вид ответственности, установленной за их совершение. Однако в России и в Украине коррупционные правонарушения не включают дисциплинарные проступки, в Казахстане – гражданско-правовые деликты. В России и Беларуси коррупционное правонарушение и правонарушение, создающее условие для коррупции, являются самостоятельными понятиями, а в Казахстане первое понятие включает второе. Из названия правонарушений, создающих условия для коррупции, следует, что сами по себе коррупцией они не являются, поэтому, на наш взгляд, неверно включать их в число коррупционных правонарушений. Отсутствие единой терминологии в антикоррупционном законодательстве стран СНГ затрудняет сравнительный анализ понятий и перечней коррупционных правонарушений в этих странах. Решить проблему можно с помощью закрепления в национальном законодательстве стран СНГ дифференциации коррупционных правонарушений на виды, предложенной Модельным законом «Основы законодательства об антикоррупционной политике». |
< Предыдущая | Следующая > |
---|