Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Институты экстрадиции и политического убежища





Институты экстрадиции и политического убежища

Проблемные вопросы институтов экстрадиции и политического убежища

С. С. Нестеренко

Экстрадиция является одним из основных видов международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью и наиболее сложным по исполнению мероприятием, непосредственно затраги­вающим государственный суверенитет. С институтом экстрадиции тесно связан институт политического убежища. Данный правовой феномен оценивается как результат эволюционного развития между­народной защиты прав человека, международного уголовного права, внутригосударственного уголовного права.

Действующее национальное законодательство Украины, за ис­ключением ст. 10 Уголовного кодекса Украины, не содержит норм, которыми определяются условия экстрадиции; на сегодня порядок предоставления правовой помощи в форме экстрадиции регулируется подзаконными нормативными актами. Предоставление убежища в Украине регламентируется отдельными законодательными актами: Законом Украины от 21 июня 2001 г. «О беженцах» (с изменениями 2003, 2005 гг.), Конвенцией о статусе беженца от 28 июля 1951 г., Протоколом относительно статуса беженца от 4 октября 1967 г., ра­тифицированными Законом Украины от 10 января 2002 г. и т. п.

Статья 26 Конституции Украины провозглашает, что иностран­цам и лицам без гражданства может быть предоставлено убежище в порядке, установленном законом. Данное положение характерно и для конституций многих стран. Так, например, в ст. 12 Конституции Республики Беларусь указывается: «Республика Беларусь может пре­доставлять право убежища лицам, преследуемым в других государст­вах за политические, религиозные убеждения или национальную при­надлежность», ч. 1 ст. 63 Конституции Российской Федерации про­возглашает: «Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соот­ветствии с общепризнанными нормами международного права». Статья 14 Общей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. провозглашает, что каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться таким убежищем.

Предоставляя убежище, государство принимает на себя опреде­ленные обязанности, в частности, принудительно не возвращать лицо на территорию того государства, с которого осуществлен выход, либо в то государство, где ему может угрожать опасность (принцип non refoulement). Это один из основных принципов убежища, без которого последнее теряет смысл.

Таким образом, лицо, которое получило политическое убежище, другому государству не выдается. В уголовном праве Украины это положение закрепления не нашло. Предлагаем дополнить ст. 10 Уго­ловного кодекса Украины «Выдача лица, обвиняемого в совершении преступления, и лица, осужденного за совершение преступления» ча­стью 4 следующего содержания: «Иностранные граждане и лица без гражданства, получившие в установленном законом порядке убежище в Украине, не подлежат выдаче иностранному государству».

Объявление:

Остро стоит вопрос об устранении определенных прорех с целью закрытия для преступников политического убежища (например, case McMullen v. INS). Вопрос о выдаче лиц, ищущих убежище, и необхо­димости при этом защиты их прав достаточно сложен и предполагает учет целого комплекса факторов. Вместе с тем нельзя упускать из ви­ду то обстоятельство, что в ряде случаев просьба о предоставлении убежища может явиться средством блокировки запроса о выдаче в отношении лица, совершившего серьезные преступления.

В любом случае государства оставляют за собой право предос­тавлять на собственной территории убежище преследуемым лицам и на этом основании отказывать в экстрадиции.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >