Институты экстрадиции и политического убежища |
Проблемные вопросы институтов экстрадиции и политического убежищаС. С. Нестеренко Экстрадиция является одним из основных видов международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью и наиболее сложным по исполнению мероприятием, непосредственно затрагивающим государственный суверенитет. С институтом экстрадиции тесно связан институт политического убежища. Данный правовой феномен оценивается как результат эволюционного развития международной защиты прав человека, международного уголовного права, внутригосударственного уголовного права. Действующее национальное законодательство Украины, за исключением ст. 10 Уголовного кодекса Украины, не содержит норм, которыми определяются условия экстрадиции; на сегодня порядок предоставления правовой помощи в форме экстрадиции регулируется подзаконными нормативными актами. Предоставление убежища в Украине регламентируется отдельными законодательными актами: Законом Украины от 21 июня 2001 г. «О беженцах» (с изменениями 2003, 2005 гг.), Конвенцией о статусе беженца от 28 июля 1951 г., Протоколом относительно статуса беженца от 4 октября 1967 г., ратифицированными Законом Украины от 10 января 2002 г. и т. п. Статья 26 Конституции Украины провозглашает, что иностранцам и лицам без гражданства может быть предоставлено убежище в порядке, установленном законом. Данное положение характерно и для конституций многих стран. Так, например, в ст. 12 Конституции Республики Беларусь указывается: «Республика Беларусь может предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность», ч. 1 ст. 63 Конституции Российской Федерации провозглашает: «Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права». Статья 14 Общей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. провозглашает, что каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться таким убежищем. Предоставляя убежище, государство принимает на себя определенные обязанности, в частности, принудительно не возвращать лицо на территорию того государства, с которого осуществлен выход, либо в то государство, где ему может угрожать опасность (принцип non refoulement). Это один из основных принципов убежища, без которого последнее теряет смысл. Таким образом, лицо, которое получило политическое убежище, другому государству не выдается. В уголовном праве Украины это положение закрепления не нашло. Предлагаем дополнить ст. 10 Уголовного кодекса Украины «Выдача лица, обвиняемого в совершении преступления, и лица, осужденного за совершение преступления» частью 4 следующего содержания: «Иностранные граждане и лица без гражданства, получившие в установленном законом порядке убежище в Украине, не подлежат выдаче иностранному государству». Объявление: Остро стоит вопрос об устранении определенных прорех с целью закрытия для преступников политического убежища (например, case McMullen v. INS). Вопрос о выдаче лиц, ищущих убежище, и необходимости при этом защиты их прав достаточно сложен и предполагает учет целого комплекса факторов. Вместе с тем нельзя упускать из виду то обстоятельство, что в ряде случаев просьба о предоставлении убежища может явиться средством блокировки запроса о выдаче в отношении лица, совершившего серьезные преступления. В любом случае государства оставляют за собой право предоставлять на собственной территории убежище преследуемым лицам и на этом основании отказывать в экстрадиции. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|