Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Вербовка и торговля людьми





Вербовка и торговля людьми

Вербовка как способ совершения торговли людьми

О. В. Стасюкевич

Понятие «вербовка» встречается в ряде статей УК Республики Беларусь (ст. 132, 181). В связи с этим существуют различные мнения по определению «вербовки». Так, в Словаре русского языка вербовка означает набирать, нанимать на работу кого-либо; привлекать, скло­нять к участию в каком-либо деле. В. Ю. Калугин под вербовкой по­нимает действия по заключению соглашения о незаконном участии лица в военных действиях. Э. Ф. Мичулис определяет вербовку как использование средств массовой информации, специальных пунктов и других средств по привлечению в качестве наемника (дача объявле­ний, отбор кандидатов и т. п.). Э. А. Саркисова трактует вербовку как действия по привлечению людей для найма на оплачиваемую работу или найм на такую работу, т. е. заключение соглашения (легальный или нелегальный контракт) на какой-либо вид оплачиваемой работы при заведомости, что лицо помимо его воли будет подвергаться экс­плуатации. А. В. Барков рассматривает вербовку как привлечение, набор, наем людей для определенной деятельности либо в какую-нибудь организацию.

По нашему мнению, вербовка в уголовно-правовом смысле пред­полагает совершение юридически значимых действий в виде договора (устного или письменного) между двумя сторонами (как правило – наниматель и нанимающийся), согласно которому одна сторона обя­зуется предоставить материальное или иное вознаграждение, а дру­гая – выполнение определенной работы, оказание услуг. При этом предполагается, что лицо само дает согласие на эти действия. Для получения его согласия используются различные средства: открытое предложение стать объектом торговли людьми, угроза или запугива­ние жертвы, активный обман (сознательное искажение подлинной информации, например, относительно страны назначения, вида и ус­ловий работы, размера заработной платы и т. д.), пассивный обман (умолчание об истине – существенных условиях предстоящей дея­тельности, к которой привлекают «вербуемого»). Таким образом, по­терпевшего либо прямо принуждают дать согласие, либо он действи­тельно добровольно дает согласие под влиянием заблуждения. Ос­новную роль в процессе вербовки играют вербовщики, в качестве ко­торых могут выступать как отдельные лица, так и организованные преступные группы. В задачу вербовщика входит убедить человека выехать за границу, помочь подготовить ему все необходимые доку­менты, а в некоторых случаях передать его в руки покупателя или посредника. Способ получения согласия потерпевшего для квалифи­кации этого преступления значения не имеет.

Вербовка охватывает как действия, направленные на заключение соглашения с лицом (начало вербовки), так и заключение такого со­глашения (завершение вербовки). Поэтому спорным является момент окончания вербовки. Так, по мнению В. В. Марчука, вербовка счита­ется оконченной с момента совершения действия, выраженного в об­ращении в любой форме виновным хотя бы к одному лицу с соответствующим предложением, независимо от того, согласилось или нет лицо на выдвинутое ему предложение. А. В. Барков считает юридиче­ски оконченной вербовку как преступление с момента заключения хотя бы одного соглашения между вербовщиком и потерпевшим.

Итак, на наш взгляд, вербовку следует рассматривать как наем, набор для каких-либо работ, привлечение к какой-либо деятельности, в том числе запрещенной законом, лиц с целью дальнейшей их экс­плуатации. Оконченной вербовка признается с момента заключения соглашения в любой форме (письменно или устно). При этом совер­шение действий, направленных на привлечение лиц к предстоящей деятельности, связанной с эксплуатацией, не может быть признано оконченным преступлением и подлежит квалификации как покуше­ние, если согласие не получено по тем или иным причинам.

Объявление:


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >