Борьба с коррупционными преступлениями |
Борьба с коррупционными преступлениями в контексте сравнительного анализа уголовного законодательства Украины и республики БеларусьМ. А. Городецкая Борьба с коррупцией, а как следствие этого, пристальное внимание к законодательству в области борьбы с коррупционными проявлениями остается основной из приоритетных тем не только в государственной политике Республики Беларусь, но и на всем постсоветском пространстве. Нормы, регулирующие положения об ответственности за коррупцию, получили свое закрепление как на национальном, так и международном уровне (Европейская конвенция 1999 г. «Об уголовной ответственности за коррупцию», Конвенция ООН против коррупции 2003 г., Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур государств – участников СНГ в борьбе с коррупцией 2007 г.). Как правило, правоохранительные органы как Республики Беларусь, так и Украины все еще испытывают затруднения в вопросе об отнесении тех или иных преступлений к коррупционным. Большинство составов преступлений коррупционного характера объединено в соответствующую главу или раздел уголовного кодекса. В Уголовном кодексе Республики Беларусь это глава 35 «Преступления против интересов службы», Украины – раздел XVII «Преступления в сфере служебной деятельности». Следует иметь в виду, что не все должностные преступления носят коррупционный характер, как и не все коррупционные являются должностными. Поэтому совершенствование уголовного закона в контексте борьбы с коррупцией видится прежде всего в закреплении в статьях Общей части Уголовного кодекса понятия коррупционного преступления, а также перечня преступлений, относящихся к коррупционным. Другим направлением в борьбе с коррупционными проявлениями является совершенствование мер уголовной ответственности. Эффективная борьба с коррупцией не должна сводиться только к усилению уголовной ответственности. Для оптимального достижения целей уголовной ответственности необходимо дифференцировать виды наказания в санкциях соответствующих статей, чтобы выбор в каждом конкретном случае в зависимости от тяжести преступления оставался на усмотрение суда. Белорусское законодательство отдает приоритет наказанию в виде лишения свободы (основное наказание) как при совершении наиболее типичного коррупционного преступления – получении взятки, так и при совершении иных преступлений против интересов службы. УК Украины предусматривает штраф в качестве основного наиболее мягкого наказания наряду с лишением свободы, например, за получение взятки (ст. 368), чего нет в УК Республики Беларусь. Республика Беларусь идет по пути усиления уголовной ответственности за коррупционные преступления. Решение проблемы повышения эффективности борьбы с коррупцией видится не в ужесточении наказаний за коррупционные правонарушения, а в обеспечении неотвратимости наказания. В аспекте сравнительно-правового анализа законодательства и изучения результатов зарубежной правоприменительной практики считаем необходимым расширить практику применения вместо лишения свободы с его реальным отбытием таких мер уголовной ответственности, как осуждение с отсрочкой исполнения наказания (ст. 77 УК Беларуси) и осуждение с условным неприменением наказания (ст. 78 УК Беларуси). Полагаем также, что наиболее эффективными средствами борьбы с коррупционными преступлениями являются такие виды уголовных наказаний, как штраф (что уже сегодня закреплено в УК Украины), ограничение свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа, а в отдельных случаях и общественные работы. Указанные наказания позволяют достичь целей уголовной ответственности без стигматизации виновного, а это одно из важнейших условий будущей нормальной ресоциализации лица, осужденного за коррупционное преступление. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|