Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Борьба с коррупционными преступлениями





Борьба с коррупционными преступлениями

Борьба с коррупционными преступлениями в контексте сравнительного анализа уголовного законодательства Украины и республики Беларусь

М. А. Городецкая

Борьба с коррупцией, а как следствие этого, пристальное внима­ние к законодательству в области борьбы с коррупционными прояв­лениями остается основной из приоритетных тем не только в государ­ственной политике Республики Беларусь, но и на всем постсоветском пространстве. Нормы, регулирующие положения об ответственности за коррупцию, получили свое закрепление как на национальном, так и международном уровне (Европейская конвенция 1999 г. «Об уголов­ной ответственности за коррупцию», Конвенция ООН против корруп­ции 2003 г., Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур государств – участников СНГ в борьбе с коррупцией 2007 г.).

Как правило, правоохранительные органы как Республики Бела­русь, так и Украины все еще испытывают затруднения в вопросе об отнесении тех или иных преступлений к коррупционным. Большинст­во составов преступлений коррупционного характера объединено в соответствующую главу или раздел уголовного кодекса. В Уголовном кодексе Республики Беларусь это глава 35 «Преступления против ин­тересов службы», Украины – раздел XVII «Преступления в сфере служебной деятельности». Следует иметь в виду, что не все должно­стные преступления носят коррупционный характер, как и не все кор­рупционные являются должностными. Поэтому совершенствование уголовного закона в контексте борьбы с коррупцией видится прежде всего в закреплении в статьях Общей части Уголовного кодекса поня­тия коррупционного преступления, а также перечня преступлений, относящихся к коррупционным.

Другим направлением в борьбе с коррупционными проявлениями является совершенствование мер уголовной ответственности. Эффек­тивная борьба с коррупцией не должна сводиться только к усилению уголовной ответственности. Для оптимального достижения целей уголовной ответственности необходимо дифференцировать виды на­казания в санкциях соответствующих статей, чтобы выбор в каждом конкретном случае в зависимости от тяжести преступления оставался на усмотрение суда. Белорусское законодательство отдает приоритет наказанию в виде лишения свободы (основное наказание) как при со­вершении наиболее типичного коррупционного преступления – полу­чении взятки, так и при совершении иных преступлений против инте­ресов службы. УК Украины предусматривает штраф в качестве основ­ного наиболее мягкого наказания наряду с лишением свободы, напри­мер, за получение взятки (ст. 368), чего нет в УК Республики Беларусь.

Республика Беларусь идет по пути усиления уголовной ответст­венности за коррупционные преступления. Решение проблемы повы­шения эффективности борьбы с коррупцией видится не в ужесточе­нии наказаний за коррупционные правонарушения, а в обеспечении неотвратимости наказания. В аспекте сравнительно-правового анали­за законодательства и изучения результатов зарубежной правоприменительной практики считаем необходимым расширить практику при­менения вместо лишения свободы с его реальным отбытием таких мер уголовной ответственности, как осуждение с отсрочкой исполне­ния наказания (ст. 77 УК Беларуси) и осуждение с условным непри­менением наказания (ст. 78 УК Беларуси). Полагаем также, что наи­более эффективными средствами борьбы с коррупционными преступ­лениями являются такие виды уголовных наказаний, как штраф (что уже сегодня закреплено в УК Украины), ограничение свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа, а в от­дельных случаях и общественные работы. Указанные наказания по­зволяют достичь целей уголовной ответственности без стигматизации виновного, а это одно из важнейших условий будущей нормальной ресоциализации лица, осужденного за коррупционное преступление.

 
< Предыдущая   Следующая >