Сотрудничества органов прокуратуры |
Вопросы международного сотрудничества органов прокуратуры российской федерации и республики Беларусь по борьбе с преступностьюГ. Ю. Седякина В связи с выходом преступности на мировой уровень международное сотрудничество государств по борьбе с преступностью сегодня становится одним из приоритетных направлений межгосударственных отношений. Сотрудничество в данном направлении между органами прокуратуры Беларуси и России осуществляется на достойном международном уровне. Начало данному сотрудничеству положено еще в 1993 г., когда государства – участники СНГ приняли Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. 15 мая 2008 г. в г. Минске под председательством Генерального прокурора Республики Беларусь Г. А. Василевича и Генерального прокурора Российской Федерации Ю. Я. Чайки проведено заседание объединенной коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Республики Беларусь. Основными задачами объединенной коллегии являются осуществление координации взаимодействия прокуратур двух стран в сферах обеспечения законности и правопорядка, прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью; совершенствование научного, научно-технического, методического и информационного взаимодействия. В современных условиях важное место при оказании международной помощи в сфере противодействия преступности занимает институт выдачи, заключающийся в передаче лица, совершившего преступление, страной, на территории которой данное лицо находится, запрашивающему государству. В прошлом году Генеральной прокуратурой Республики Беларусь в учреждения юстиции зарубежных государств направлено 640 просьб об оказании правовой помощи по уголовным делам и 306 требований о выдаче преступников для привлечения к уголовной ответственности и исполнения приговора. Из них в Генеральную прокуратуру России было адресовано 344 просьбы об оказании правовой помощи и 249 требований о выдаче. В свою очередь, в Генеральную прокуратуру Беларуси от правоохранительных ведомств зарубежных стран поступило 206 просьб об оказании правовой помощи по уголовным делам и 61 требование о выдаче преступников. Из них российская сторона направила соответственно 85 и 42 таких документов. Следует заметить, не все из этих запросов были удовлетворены, поскольку законодательство Беларуси и России имеет существенные противоречия. В Беларуси просьбы и требования о выдаче российской стороны рассматривает непосредственно Генеральная прокуратура, она же и принимает окончательное решение. Генеральная прокуратура России тоже вправе принимать аналогичные решения со своей стороны, однако арест подлежащего выдаче лица производится только с санкции суда. А суд, естественно, может принять и решение об освобождении. Тем не менее это вовсе не означает, что преступники остаются безнаказанными. Объявление: Другим проблемным вопросом остается вопрос о сроках рассмотрения просьб о выдаче преступников. Объем правовой помощи, который Россия оказывает другим государствам, огромен. В некоторых случаях сказывается элементарная загруженность российских органов прокуратуры: процедура принятия решений затягивается более чем на год. За это время предельно допустимый срок содержания подследственного под стражей истекает, и вопрос об экстрадиции отпадает сам собой. Важность решения данных вопросов не вызывает сомнений. Выходом из сложившейся ситуации, на наш взгляд, является приведение законодательства по вопросам международного сотрудничества к единообразию. Тем более что к числу социально-политических и теоретико-правовых предпосылок, реально позволяющих привести законодательство Российской Федерации и Республики Беларусь к единому знаменателю, можно отнести: · формирование единой правовой системы, включая унификацию уголовного, налогового, гражданского и другого законодательства; · историческую общность систем права Российской Федерации и Республики Беларусь; · общность задач по борьбе с преступностью; · единство задач и принципов уголовного права России и Республики Беларусь и др. В условиях глобализации многие государства стремятся сблизить свои системы права, но никто не имеет таких возможностей, какими располагают Российская Федерация и Республика Беларусь. Из вышесказанного следует, что необходимо развивать научное сотрудничество в области унификации законодательства наших стран. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|