Меры безопасности в уголовном процессе |
К вопросу о применении мер безопасности в уголовном процессеМ. В. Тен Для преодоления растущих угроз безопасности личности в уголовном процессе особенно важным становятся как эффективное использование существующих возможностей обеспечения безопасности лиц, содействующих осуществлению правосудия, так и принятие на национальном и международном уровнях мер совершенствования таких механизмов. После вступления в силу Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь 1999 г. эта задача в значительной степени решена. В целях обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц, сохранности их имущества закон установил такие меры: 1. Процессуальные меры безопасности: неразглашение сведений о личности; освобождение от явки в судебное заседание; закрытое судебное заседание. 2. Иные меры безопасности: использование технических средств контроля; прослушивание переговоров, ведущихся с использованием технических средств связи, и иных переговоров; личная охрана, охрана жилища и имущества; изменение паспортных данных и замена документов; запрет на выдачу сведений. Вместе с тем, чтобы деятельность института была эффективной, его правовая регламентация должна быть широко разработана. К тому же одним из вопросов при реализации мер по обеспечению безопасности участников уголовного процесса и лиц, способствующих правосудию, остается материальное обеспечение и его финансирование. Иные меры безопасности, такие как использование технических средств контроля и связи, личная охрана, требуют значительных денежных затрат, что весьма проблематично для государства. Объявление: Проблемным вопросом является принятие решения о применении мер безопасности. В соответствии с действующим законодательством эта обязанность лежит на органе, ведущем уголовный процесс. Как правило, это решают органы уголовного преследования, именно они определяют, являются ли достаточными обстоятельства дела для применения мер безопасности. Такой порядок может привести к субъективности в принятии решения. В связи с этим считаем, что освобождать свидетеля или потерпевшего от явки в судебное заседание для дачи показаний должен суд, как независимый и беспристрастный орган. Кроме того, многие не осведомлены о наличии такого института, поэтому следственными органами должна даваться необходимая информация по предоставлению мер безопасности участникам уголовного судопроизводства. Проблемы законодательного регулирования института государственной защиты прав вышеуказанной категории лиц не могут быть решены без учета новых тенденций в международной уголовно-правовой политике. Транснациональный характер преступлений против личности и собственности, особенно связанный с деятельностью организованных преступных групп, требует активного взаимодействия компетентных органов различных стран не только в рамках ставших уже традиционными форм сотрудничества, но и путем создания и развития новых правовых институтов, необходимых практике, в том числе правовых механизмов обеспечения прав жертв преступлений и обеспечения защиты участников уголовного судопроизводства. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|