Административная ответственность судей |
Административная ответственность судей общих и хозяйственных судовН. И. Мышелова Вопрос о возможности и порядке привлечения судей общих и хозяйственных судов к административной ответственности был и до сегодняшнего дня остается дискуссионным. Для того чтобы понять, возможно ли привлечение судьи к административной ответственности и каков его порядок, обратимся к ранее действовавшему законодательству Республики Беларусь, а также к законодательным актам, которые регулируют этот вопрос в настоящее время. Ранее действовавший Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) 1984 г. в ст. 15 предусматривал, что «лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине (в том числе и судьи), в случаях, прямо предусмотренных ими, несут за совершение административных правонарушений дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях – административную ответственность на общих основаниях». Дисциплинарная же ответственность судей до момента вступления в силу Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей 2006 г. регламентировалась Положением о дисциплинарной ответственности судей судов Республики Беларусь (утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 04.12.1997 № 626), которое не предусматривало случаев, когда за совершение административных правонарушений судья нес бы дисциплинарную ответственность. Закон Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» от 13 января 1995 г., который на данный момент утратил силу, в ч. 4 ст. 65 предусматривал, что «в отношении судьи не допускается задержание, привод, личный досмотр. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или административного правонарушения, доставленный в орган внутренних дел или иной государственный орган, должен быть освобожден немедленно после выяснения его личности, кроме случаев задержания его при совершении преступления». Таким образом, можно сделать вывод, что в соответствии с ранее действовавшим законодательством судья мог быть привлечен к административной ответственности на общих основаниях, т. е. при совершении любого административного правонарушения в отношении судьи могли быть применены предусмотренные законом меры административной ответственности. При этом в отношении судьи не допускалось применение задержания, привода и личного досмотра. КоАП 2003 г. в ч. 2 ст. 4.7 предусматривает, что «физические лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине (в том числе и судьи), за совершение административных правонарушений несут административную ответственность на общих основаниях». Вместе с тем отсутствие нормы, не допускающей возможности задержания, обыска, личного досмотра судей, может быть использовано правоохранительными органами с целью незаконного воздействия на них. Представляется необходимым дополнить действующий КоАП правилом, содержавшимся в предыдущем КоАП и предусматривающим запрет на применение в отношении судей указанных выше мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Объявление: В соответствии с п. 4 ст. 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. решение о привлечении судей к административной ответственности принимается соответствующей судебной коллегией в 10-дневный срок после поступления представления Генерального прокурора. По примеру Российской Федерации законодательством Республики Беларусь может быть установлена дополнительная гарантия от необоснованного привлечения судьи к административной ответственности: рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных судьями, должно осуществляться Председателем Верховного Суда Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|