Результаты оперативно-розыскной деятельности |
К вопросу о понятии результатов (материалов) оперативно-розыскной деятельностиП. В. Скивицкий В статье 16 Закона Республики Беларусь от 9 июля1999 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон) закреплено, что материалы, полученные в ходе оперативно-розыскной деятельности (далее – ОРД), могут быть использованы в качестве источников доказательств при условии, что они получены в соответствии с законодательством Республики Беларусь, представлены, проверены и оценены в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом. То есть законодательно определено, что материалы, полученные в ходе оперативно-розыскной деятельности, относятся к источникам доказательств. Очевидно, что без использования упомянутых материалов вряд ли можно вести речь о задачах уголовного процесса, а в частности: защите личности, ее прав и свобод, интересов общества и государства путем быстрого и полного расследования преступлений. В пункте 14 ст. 6 УПК Республики Беларусь имеется общее определение термина «материалы»: это документы и предметы, являющиеся составной частью досудебного или судебного производства либо представленные для приобщения к ним. По нашему мнению, законодатель преднамеренно не счел необходимым дать самостоятельное определение материалов ОРД в УПК и ограничился лишь общей расшифровкой термина «материалы», включив в указанное понятие и материалы, полученные в ходе ОРД. Таким образом, у участников уголовного процесса есть возможность предоставления гораздо большего массива информации, способствующей более быстрому и объективному раскрытию и расследованию преступления. Однако материалам ОРД законодатель отводит особую роль в процессе расследования преступления. Не случайно они выделены в отдельной статье (ст. 101) УПК Республики Беларусь как возможные источники доказательств по уголовному делу. Это обусловлено, на наш взгляд, следующими причинами. Во-первых, оперативно-розыскная деятельность осуществляется гласно и негласно (ст. 1 Закона) и полученные в ходе ее осуществления материалы будут отличаться, например, от материалов, которые представляются другими участниками уголовного процесса (собранные только гласными методами). Во-вторых, в силу обозначенной специфики ОРД предусмотрена система норм и гарантий, направленных на защиту прав и законных интересов граждан при ее осуществлении (к примеру, получение санкции прокурора для проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий). В-третьих, для поиска, обнаружения, фиксации и изъятия данных материалов государством созданы специальные органы (оперативные подразделения), для которых получение указанных материалов является основной задачей, в то время как представление материалов другими участниками уголовного процесса, как правило, носит разовый характер. Проблемным моментом в теории ОРД является определение понятия «материалы, полученные в ходе ОРД». Мы считаем, что целесообразно применять определение, которое закреплено законодательно в Инструкции о порядке оформления и предоставления оперативными подразделениями органов внутренних дел материалов, полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности, для их использования в уголовном процессе, утвержденной постановлением МВД Республики Беларусь № 307 от 29 сентября 2005 г. Инструкция закрепила, что под материалами, полученными в ходе оперативно-розыскной деятельности, понимаются собранные, подтвержденные и документально оформленные фактические данные, полученные гласно и негласно сотрудниками оперативных подразделений в порядке, установленном Законом Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» и Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь, в процессе оперативно-розыскной деятельности по защите жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Объявление: |
< Предыдущая | Следующая > |
---|