Изучение личности обвиняемого |
Особенности направлений изучения личности обвиняемого в криминалистикеА. И. Чувак Изучение личности обвиняемого постоянно осуществлялось в криминалистике. Еще родоначальник криминалистики Г. Гросс в конце XIX в. заложил основы изучения личности, раскрыл роль допроса в выявлении психологических и иных особенностей лица, указал на неразрывную связь следов преступления и обвиняемого, отметил последствия игнорирования познания личности. В 20-х гг. XX в. сформировались предпосылки научного решения идентификационных задач криминалистики применительно к обвиняемому. На протяжении четверти века изучение личности обвиняемого проводилось в рамках учений о дактилоскопии (П. С. Семеновский, Н. П. Макаренко), уголовной регистрации (И. Н. Якимов), «словесного» портрета (Р.-А. Рейсе, Н. Бокариус, С. М. Потапов). Начиная с 1930-х гг. вопрос об изучении личности рассматривался в основном в связи с решением иных проблем, возникающих перед криминалистикой. Предлагаемые работы (В. У. Громов, С. А. Голун-ский, Б. М. Шавер) содержали только отдельные указания на необходимость использования данных об обвиняемом в процессе расследования преступлений для повышения его эффективности. Однако уже с 1960-х гг. личность обвиняемого предстала как самостоятельный объект криминалистического познания. Вместе с тем проводимые исследования (Н. Т. Ведерников, И. А. Матусевич, А. С. Кривошеев, Г. Н. Курашвили, Ф. В. Глазырин) были направлены на анализ исключительно тактической составляющей проблемы. С одной стороны, следственные действия являются важными средствами получения сведений о личности, а с другой – для повышения эффективности проведения действий используются данные о личности. Объявление: Анализ психологической структуры как направление изучения обвиняемого предложил А. В. Дулов. Его значение заключалось в обеспечении условий получения от лица правильной и полной информации о фактах, интересующих следствие, повышения его активности, изменения психического состояния. П. П. Цветков провел изучение личности с позиций теории криминалистической идентификации, включив в нее задачу установления тождества обвиняемого лицу, совершившему деяние. Дальнейшее накопление знаний об обвиняемом привело к разработке его криминалистической характеристики (Р. Л. Ахмедшин). Назначение направления заключалось в установлении «поисковых» признаков неизвестного преступника, анализ которых способствует его розыску. В рамках криминалистической характеристики были проведены исследования отдельных подсистем личности: Д. А. Мезинов обратился к ее мотивационно-смысловой сфере, И. И. Тазин разработал характеристику личностных смыслов преступного поведения. В 90-х гг. XX в. в криминалистике получил свою разработку «психологический портрет» (А. М. Столяренко, В. А. Образцов, Г. А. Зорин, О. Г. Каразей и др.). Его основная идея заключалась в обеспечении процесса розыска неизвестного преступника. Реализация подхода предполагает выполнение двух групп операций. 1. Изучение информации о деянии и его субъекте. К способам сбора данных исследователи отнесли осмотр места происшествия, экспертизы, изучение сведений о жертве, анализ аналогичных уголовных дел. 2. Формулирование недоказуемых предположений об особенностях разыскиваемого лица. В последнее время наметилась тенденция изучения личности как носителя специфических свойств, присущих лицу, совершающему данный вид преступления (Е. В. Кирюшатова, Е. П. Луценко, О. И. Бродченко, О. А. Логунова). Сущность подхода состоит в выявлении связей между особенностями преступления и признаками его субъекта, проявляющихся в следах деяния. Таким образом, в криминалистике личность обвиняемого изучалась постоянно в рамках различных направлений и подходов. Ни один из них не обеспечил всестороннего ее познания. Закономерно возникает необходимость организации комплексного исследования этой проблемы, основу которого составят положения о личности, накопленные к настоящему этапу развития знаний. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|