Методики экспертного исследования |
К вопросу о формировании конкретной методики экспертного исследованияЕ. П. Орехова Экспертное исследование можно изучать в качестве творческого процесса, основанного на методиках производства экспертиз и позволяющего реализовать профессиональные качества и психофизиологические свойства эксперта. От качества разработанной специалистом конкретной методики экспертизы зависит обоснованность, правильность и полнота проведенного исследования. Как следует из анализа изученных материалов производства повторных экспертиз в Государственном учреждении «Научно-исследовательский институт криминалистики и судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Беларусь» (2005–2007 гг.), в 32 % случаев причины расхождения выводов первичной и повторной экспертиз связаны с неточным применением методики исследования (например, неправильное применение типовой методики, неполнота проведенного исследования и др.). Конкретная методика экспертного исследования – это методика производства экспертного исследования по конкретному делу; результат приспособления (изменения) типовой методики с учетом объекта исследования, поставленных на разрешение эксперту вопросов и имеющихся исходных данных по делу. Разработка конкретной методики может совпадать с типовой методикой экспертного исследования, когда последняя применяется экспертом без какой-либо адаптации. Однако в типовых методиках, как правило, определяются рекомендации и обязательные положения по узловым моментам, а все содержание экспертного исследования в деталях не предусматривается. В связи с этим в большей или меньшей мере творческие компоненты обычно присутствуют в каждом экспертном исследовании. Отсюда значимость приобретает выделение и рассмотрение факторов, влияющих на процесс формирования конкретной методики. Такие факторы, представляется, можно разделить на две группы: объективные и субъективные. К объективным факторам относятся: Объявление: · степень и характер методического обеспечения (наличие типовых методик; необходимых для проведения исследования технических средств или наличие возможности провести исследование с привлечением материальной базы другой организации); · качество имеющихся исходных данных; · сущность поставленных на экспертизу вопросов; · сложность, нестандартность решаемой экспертной задачи; · качество подобранного статистического и справочного материала. Субъективные факторы, влияющие на процесс формирования конкретной методики экспертного исследования, связаны непосредственно с личностью специалиста, проводившего экспертизу. Они отражают: · личный опыт эксперта в решении определенного вида задач, в решении какой-либо новой, нетривиальной задачи; · свойства мышления эксперта (избирательность, логичность, эвристичность, критичность); · проявление экспертом творческого подхода в решении поставленной задачи; · личные качества эксперта; · психическое и физическое состояние эксперта в момент проведения экспертизы. Учет экспертами, руководителями соответствующих лабораторий экспертных учреждений, должностными лицами, назначающими экспертизы, объективных и субъективных факторов, влияющих на процесс формирования конкретной методики, является одним из условий эффективности разрешения поставленных на экспертизу вопросов. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|