Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Допрос при совершении мошенничества





Допрос при совершении мошенничества

Допрос потерпевшего и свидетеля при совершении мошенничества

А. Ю. Кадурин

Мошенничество – это интеллектуальное хищение, т. е. завладе­ние имуществом или приобретение права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Статистические данные демонстри­руют ярко выраженную тенденцию к увеличению подобных преступ­лений. Отсюда и следует, что актуальность исследования методов борьбы с мошенничеством нарастает. Итак, остановимся на допросе.

При допросе потерпевшего необходимо прежде всего получить информацию о личности мошенника, для чего устанавливают сле­дующие обстоятельства: знаком ли потерпевший с мошенником, как состоялось знакомство, кто при этом присутствовал (знакомил); как представился мошенник, показывал ли он какие-либо документы, ка­кие предлагал оказать услуги; каковы приметы внешнего облика (особые и броские приметы), приметы одежды, головного убора, ка­кие вещи (портфель, сумка, часы) имел при себе; если потерпевший был знаком с мошенником, необходимо выяснить, чем он занимался, образ жизни, связи; где, когда, каким способом было совершено преступление, если мошенничество совершено в соучастии, как были распределены роли между соучастниками, что делал каждый из них, как общались, о чем разговаривали; какими транспортными средства­ми пользовался преступник, каков их государственный номер, если общественный транспорт – вид, номер маршрута; каков характер и размер ущерба, причиненного потерпевшему; вид, состояние упаков­ки, в которой находился переданный преступнику предмет, вещь, деньги; когда, где потерпевший узнал, что его обманули, кому об этом сообщил.

При выяснении обстоятельств преступления следователю необ­ходимо учитывать, что потерпевший, не зная способов совершения мошенничества, не всегда может понять, сколько было преступников и какую роль играл каждый из них. Для выяснения этого потерпев­шему задают уточняющие вопросы. Так, при мошеннической «про­даже драгоценностей» нужно выяснить, не участвовал ли в сделке оценщик, не появился ли конкурирующий покупатель, взвинтивший цену. При обмане путем шулерской картежной игры выясняется, кто втягивал потерпевшего в игру и не давал из нее выйти, принуждая к продолжению, кто предупреждал играющих о приближении сотруд­ников милиции. С учетом того, что мошенничество часто совершают гастролеры, у потерпевшего необходимо выяснить, не говорили ли мошенники с акцентом, какова их национальная принадлежность, ка­кой регион страны упоминали и т. д.

В ходе допроса потерпевшего, как правило, удается установить круг лиц, либо являвшихся непосредственными очевидцами произо­шедшего, либо в силу различных факторов способных пролить свет на отдельные аспекты расследуемого события. Свидетелями по опи­сываемой категории дел могут быть родственники, знакомые потер­певшего. Если же объектом преступления являлось имущество юри­дических лиц, то лица, в чьем распоряжении оно находилось, подле­жат допросу в качестве свидетелей.

Объявление:

Как правило, при расследовании мошенничества круг свидетелей может быть достаточно широк, и для следователя важно определить очередность их вызова на допрос. Чем больше оснований ожидать от определенного свидетеля добросовестных показаний и чем полнее объем информации, которым он обладает, тем раньше такой свиде­тель должен быть допрошен. Круг вопросов, которые можно поста­вить перед свидетелем, представляется так: обстоятельства мошенни­чества; данные о приметах мошенника, его личности, образе жизни, поведении; сведения о личности потерпевшего, его участии в пре­ступном событии; данные о характере сделки, имуществе, передан­ном мошеннику потерпевшим; другие факты мошенничества и об­стоятельства, способствовавшие совершению преступления.

При выборе тактического приема допроса свидетелей играет роль и такое немаловажное обстоятельство, как личные качества следова­теля, его отношение к определенному характеру действия, при кото­ром он чувствует себя уверенней. Например, одному следователю лучше удается добиваться правдивых показаний логическим убежде­нием допрашиваемого, анализируя доказательства, а другому возбуж­дением у допрашиваемого чувства жалости и сочувствия к потерпев­шим.

Как писал Ф. М. Достоевский, дело следователя ведь это, так ска­зать, свободное художество в своем роде, или вроде того. Таким обра­зом, необходимость и последовательность применения тех или иных действий во многом определяет сложившаяся обстановка, и оконча­тельное решение лежит на лице, осуществляющем расследование.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >