Лицензирование в области охраны |
О правовом статусе лицензирования в области охраны окружающей средыТ. В. Рогожкина Лицензирование в области охраны окружающей среды как один из важнейших способов организации эффективной охраны окружающей среды направлено в том числе на реализацию принципа разреши-тельности специального природопользования, заключающегося в том, что любая деятельность, связанная с использованием природных ресурсов или иным воздействием на окружающую среду, должна осуществляться на основе разрешения, выдаваемого в установленном порядке. Вместе с тем следует признать, что как самостоятельный правовой институт экологического права экологическое лицензирование, несмотря на имеющую место специфичность группы общественных отношений по лицензированию видов деятельности, связанных с воздействием на окружающую среду, а также ее охраной, по сравнению с лицензированием иных видов деятельности находится в стадии формирования. Согласно теории права юридическим критерием обособления той или иной совокупности норм в конкретный правовой институт служат следующие признаки: юридическое единство правовых норм; полнота регулирования определенной совокупности общественных отношений; обособление норм, образующих правовой институт, в главах, разделах, частях и иных структурных единицах нормативных правовых актов. В законодательстве Республики Беларусь основы правовой регламентации лицензирования видов деятельности, связанных с воздействием на окружающую среду и ее охраной, наравне с лицензированием иных видов деятельности закреплены в едином нормативном правовом акте, не предполагающем каких-либо особенностей экологического лицензирования, - Декрете Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17. Норма о лицензировании в области охраны окружающей среды законодательно оформлена в виде отдельной статьи Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», имеющей отсылочный характер. В правовой литературе высказываются различные мнения относительно статуса лицензирования. Как правило, институт лицензирования рассматривают как принадлежащий административному праву, реже - как гражданско-правовой институт. Кроме того, высказываются мнения о том, что лицензирование является комплексным правовым институтом исходя из того, что нормы о лицензировании лежат как бы в двух плоскостях: в плоскости административного права (это все нормы, регулирующие порядок получения, продления, отзыва лицензии и надзорные полномочия государственных органов) и в плоскости гражданского права (нормы, регламентирующие правовые последствия получения лицензии, продления срока ее действия или отзыва, касающиеся правосубъектности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Действительно, часть вторая п. 3 ст. 45 ГК Республики Беларусь связывает возникновение отдельных элементов правоспособности юридического лица с моментом получения лицензии на занятие определенным видом деятельности, а прекращение правоспособности - с истечением срока действия лицензии. Это свидетельствует о гражданско-правовом значении института лицензирования. В то же время административные черты лицензирования выражаются в том, что только одна сторона (лицензирующий орган) правомочна принять официальное юридически властное решение (о выдаче лицензии). Отраженная в административно-правовом отношении властность определяется не усмотрением сторон, а вытекает непосредственно из содержания соответствующей нормы права. При этом специфика лицензирования в области охраны окружающей среды заключается в том, что его правовая регламентация осуществляется с помощью норм трех отраслей права - административного, гражданского и экологического, что обусловлено особенностями предмета и метода правового регулирования соответствующих отношений. Признание этой специфики может служить основанием для законодательного оформления лицензирования в области охраны окружающей среды в самостоятельный комплексный эколого-правовой институт. Объявление: |
< Предыдущая | Следующая > |
---|