Правовая охрана климата |
К вопросу о механизме правовой охраны климатаЛ. В. Галкина Республика Беларусь является участницей Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Киотского протокола к ней. Участие государства в соглашениях подобного рода всегда содействует повышению его престижа на мировой арене, приобретению политического веса. Часто нормы, содержащиеся в правовых актах как международного, так и национального уровня, носят декларативный характер. Во избежание этого необходим четкий механизм их реализации, что может быть достигнуто принятием единого акта (либо включением в действующий акт раздела или главы), полно отражающего перечень необходимых мер, а тем более закона, что свидетельствовало бы о действительной заинтересованности государства в выполнении международных обязательств. В зависимости от содержательного наполнения такой акт может быть включен в качестве составной части в Закон «Об охране окружающей среды», а впоследствии и в Экологический кодекс Республики Беларусь. В системе права Республики Беларусь есть несколько разрозненных нормативных правовых актов различной юридической силы, содержащих нормы о правовой охране климата. Разработаны также базовые стратегические документы по выполнению обязательств, взятых подписанием Рамочной конвенции и Киотского протокола к ней (Национальный план действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды на 2006–2010 годы, Национальная программа мер по смягчению последствий изменения климата на 2008–2012 годы, Национальная климатическая программа). Очевидно, что следующим шагом должна быть более детальная разработка мер, что нашло бы свое выражение в виде единого акта (структурной части) по вопросам ограничения антропогенного воздействия на климат, имеющего юридическую силу закона. В соответствии с Рамочной конвенцией и Киотским протоколом к ней механизмами регулирования воздействия на климат являются: Объявление: 1) количественные обязательства по сокращению выбросов и увеличению стоков парниковых газов; 2) механизмы контроля над выполнением этих обязательств; 3) экономические «механизмы гибкости»: международная торговля выбросами парниковых газов, «совместное осуществление» и «чистое развитие». Сегодня в законодательстве Республики Беларусь об охране окружающей среды превалирует административный механизм управления. Рамочная конвенция и Киотский протокол предусматривают в большей степени рыночные способы воздействия. В связи с этим, на наш взгляд, правовой акт, предусматривающий ограничение антропогенного воздействия на климат, должен содержать не только «классические» для нашего государства механизмы управления (учет, лимиты воздействия, экологическая экспертиза, лицензирование), а быть больше ориентированным на экономический механизм регулирования (меры экономического стимулирования, платежи в сфере природопользования). Внедрение в национальную правовую систему таких новшеств будет способствовать не только гармонизации национального и международного законодательства, а значит, и развитию экологического законодательства Республики Беларусь, но и достижению целей, поставленных перед государствами, подписавшими вышеназванные международные документы. Полагаем, что предлагаемый нами акт (закон) должен быть структурно обособлен, если Республика Беларусь в дальнейшем собирается принимать активное участие в торговле углеродными квотами и в реализации иных экономических механизмов, поскольку в данном случае предполагается большое количество узкоспециальных норм. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|