Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Правовая охрана климата





Правовая охрана климата

К вопросу о механизме правовой охраны климата

Л. В. Галкина

Республика Беларусь является участницей Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Киотского протокола к ней. Участие госу­дарства в соглашениях подобного рода всегда содействует повышению его престижа на мировой арене, приобретению политического веса.

Часто нормы, содержащиеся в правовых актах как международ­ного, так и национального уровня, носят декларативный характер. Во избежание этого необходим четкий механизм их реализации, что мо­жет быть достигнуто принятием единого акта (либо включением в действующий акт раздела или главы), полно отражающего перечень необходимых мер, а тем более закона, что свидетельствовало бы о действительной заинтересованности государства в выполнении меж­дународных обязательств. В зависимости от содержательного напол­нения такой акт может быть включен в качестве составной части в Закон «Об охране окружающей среды», а впоследствии и в Экологи­ческий кодекс Республики Беларусь.

В системе права Республики Беларусь есть несколько разрознен­ных нормативных правовых актов различной юридической силы, со­держащих нормы о правовой охране климата. Разработаны также ба­зовые стратегические документы по выполнению обязательств, взятых подписанием Рамочной конвенции и Киотского протокола к ней (Национальный план действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды на 2006–2010 годы, Национальная программа мер по смягчению последствий изменения климата на 2008–2012 годы, Национальная климатическая програм­ма). Очевидно, что следующим шагом должна быть более детальная разработка мер, что нашло бы свое выражение в виде единого акта (структурной части) по вопросам ограничения антропогенного воз­действия на климат, имеющего юридическую силу закона.

В соответствии с Рамочной конвенцией и Киотским протоколом к ней механизмами регулирования воздействия на климат являются:

Объявление:

1) количественные обязательства по сокращению выбросов и увеличению стоков парниковых газов;

2) механизмы контроля над выполнением этих обязательств;

3) экономические «механизмы гибкости»: международная тор­говля выбросами парниковых газов, «совместное осуществление» и «чистое развитие».

Сегодня в законодательстве Республики Беларусь об охране окружающей среды превалирует административный механизм управ­ления. Рамочная конвенция и Киотский протокол предусматривают в большей степени рыночные способы воздействия. В связи с этим, на наш взгляд, правовой акт, предусматривающий ограничение антропо­генного воздействия на климат, должен содержать не только «класси­ческие» для нашего государства механизмы управления (учет, лими­ты воздействия, экологическая экспертиза, лицензирование), а быть больше ориентированным на экономический механизм регулирования (меры экономического стимулирования, платежи в сфере природо­пользования). Внедрение в национальную правовую систему таких новшеств будет способствовать не только гармонизации националь­ного и международного законодательства, а значит, и развитию эко­логического законодательства Республики Беларусь, но и достиже­нию целей, поставленных перед государствами, подписавшими вы­шеназванные международные документы.

Полагаем, что предлагаемый нами акт (закон) должен быть структурно обособлен, если Республика Беларусь в дальнейшем со­бирается принимать активное участие в торговле углеродными квота­ми и в реализации иных экономических механизмов, поскольку в данном случае предполагается большое количество узкоспециальных норм.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >