Право на экологическую информацию |
Право на экологическую информацию в республике БеларусьН. С. Калиновская, О. Н. Кучинская Важным для реализации права граждан на благоприятную окружающую среду является законодательно установленная возможность получения информации о состоянии окружающей среды и проводимых мерах по ее охране. Право на благоприятную окружающую среду можно реализовать и тем самым влиять на состояние окружающей среды только при наличии достоверной экологической информации. Понятие «экологическая информация» впервые в законодательстве Республики Беларусь было употреблено в Законе «Об информатизации». Однако в данном нормативном правовом акте содержание понятия «экологическая информация» не раскрывалось. И лишь в декабре 2007 г. в Закон «Об охране окружающей среды» были внесены соответствующие изменения. Согласно ст. 1 этого Закона экологическая информация – это документированная информация, содержащая сведения о состоянии окружающей среды, воздействиях на нее и мерах по ее охране, а также о воздействиях окружающей среды на человека, состав которой определяется настоящим Законом, иными законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь. Кроме того, в этом нормативном акте появилось и определение экологической информации общего назначения. Важнейшая роль в регламентации получения экологически значимой информации принадлежит Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, в которой впервые разработаны и введены такие экологически значимые понятия, как «экологическая информация», «доступ к экологической информации». В рамках изучения данного вопроса мы решили уделить внимание также практическим вопросам реализации права граждан на экологическую информацию. С этой целью мы обратились в Орхусский центр Республики Беларусь с вопросом о качестве воды в Комсомольском озере г. Минска. Сотрудники центра перенаправили нас в Минский городской комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды, где нам посоветовали обратиться в Отдел госконтроля за использованием и охраной вод. Но в данном отделе также никто не был уполномочен предоставлять подобную информацию, и нам рекомендовано было позвонить в Лабораторию при Отделе, где заведующий заявил, что получение подобной информации маловероятно. Необходимо оформление запроса с указанием цели получения информации и сведений о планируемом ее дальнейшем использовании. Вместе с тем было предложено обратиться в Республиканский гидрометеорологический центр, где нам ответили, что информацией о качестве воды они не владеют и рекомендуют обратиться в Республиканский центр радиационного контроля и мониторинга окружающей среды. В данной, пятой по счету, инстанции сотрудники были удивлены тем фактом, что физическое лицо заинтересовалось подобной проблемой. Прецедентов обращений со стороны граждан у них еще не имеется, поэтому порекомендовали сделать официальный запрос. Через 10 дней в удовлетворении запроса нам было отказано. Объявление: Таким образом, наше право на получение экологической информации было нарушено. Причем это нарушение выразилось не только в отказе государственных органов в удовлетворении запроса, но и в неоднократных попытках узнать о целях получения и дальнейшего использования информации. Отсюда можно сделать вывод о том, что основополагающие положения Орхусской конвенции в отношении предоставления экологической информации не в полной мере нашли отражение в белорусском законодательстве. Поэтому в целях реализации положений конвенции необходимо установить четкие формулировки и положения в отношении формы, сроков, тарифов предоставления экологической информации в нормативных правовых актах. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|