Особо охраняемые природные территории |
Правовой режим особо охраняемых природных территорийВ. А. Мороз Под особо охраняемыми природными территориями подразумеваются участки земли с уникальными, эталонными или иными ценными природными комплексами и объектами, имеющие особое экологическое, научное, историко-культурное, эстетическое или иное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного оборота, в отношении которых установлен особый режим охраны и использования. По режиму охраны и использования природные комплексы подразделяются на три категории: · полностью исключенные из хозяйственного или рекреационного пользования (заповедники); · с ограниченным режимом использования ресурсов в хозяйственных целях (национальные, природные парки); Объявление: · исключенные лишь из хозяйственного использования (заказники). Целью объявления особо охраняемых природных территорий является сохранение биологического и ландшафтного разнообразия. Таким образом, с целью обеспечения охраны окружающей среды Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» устанавливает правовые механизмы, при которых достигается качественное состояние окружающей среды, а граждане наделены правами и обязанностями с целью обеспечения их экологического благополучия, в том числе правом на благоприятную окружающую среду. Создавая особо охраняемые природные территории (ООПТ), государство выполняет важнейшие задачи политики в охране окружающей среды: · осуществление конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду; · обеспечение прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом Республики Беларусь; · защита и сохранение уникального природного наследия, редких видов растений, животных, птиц; · изучение генетического фонда, создание условий для обеспечения естественного течения природных процессов. На наш взгляд, проблемы формирования эффективной системы ООПТ Республики Беларусь заключаются в следующем: 1. Наибольшие сложности для создания и функционирования системы ООПТ представляет несовершенство нормативно-правовой базы. 2. Плохая координация работ различных природоохранных ведомств не способствует процессу формирования системы ООПТ. 3. Финансирование ООПТ явно недостаточно для поддержания режима охраны и эффективного мониторинга этих территорий. Особенно это касается памятников природы и заказников. 4. Для нормального функционирования система ООПТ нуждается в скорейшей модернизации и пополнении недостающими элементами. В первую очередь это касается зоологических заказников (для большинства из них потребуется их перевод в ландшафтные заказники с комплексным режимом охраны). Для целого ряда памятников природы необходимо, на наш взгляд, расширение территории и перевод их в разряд комплексных памятников. Наконец, для построения оптимальной системы особо охраняемых природных территорий потребуется создание новых ООПТ различного статуса и назначения. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|