Развитие политических партий |
Тенденции развития политических партий в современном обществеД. В. Гавдур Партии – наиболее универсальная из политических форм общественной организации, специально приспособленная для политической деятельности в условиях представительной демократии. Классическая модель политической стратификации предполагала распределение власти внутри общества, в котором партии играли роль движущей силы политического процесса. Эволюция политических партий происходит под воздействием таких процессов, как развертывание НТР и обострение глобальных проблем, изменение социально-классовой структуры общества, усиление воздействия СМИ на общественное мнение, рост гражданской культуры общества. Проявились новые тенденции в отношении партий и гражданского общества, партий и государства, во внутрипартийных и межпартийных отношениях. Разумеется, причины этой эволюции партий коренятся в изменении самого общества. В последние десятилетия наблюдается значительное падение влияния традиционных институтов политического представительства, в первую очередь политических партий. На уровне политического сознания это проявляется в падении доверия политическим партиям и ослаблении идентификации с ними. На уровне политического поведения наблюдается повышение нестабильности партийно-политических предпочтений на выборах и сокращение числа членов политических партий. Повышение уровня жизни, увеличение заработной платы, улучшение условий труда и т. д. радикальным образом переменили социально-профессиональную и демографическую структуры общества. В силу этого ослабла традиционная связь партий с некогда четко ориентировавшимися на них социальными группами, что сделало социальную базу партий менее устойчивой. Кроме того, технологические достижения современного информационного общества создают принципиально иную ситуацию в политическом общении. Чтобы определиться в политической ситуации, прежде гражданин должен был предпринять какие-то действия, позволяющие получить информацию: посетить партийное собрание или митинг, купить партийную прессу. Получение политической информации было в значительной степени сопряжено с непосредственным межличностным общением: членов партии между собой, партийных агитаторов с избирателями, лидеров с большими или малыми группами граждан. Выросло влияние средств массовой информации, которые в значительной мере переняли у партий функции политической социализации и политической мобилизации, в том числе и в период избирательных кампаний. Телевидение изменило ситуацию кардинальным образом – оно пришло в каждый дом, внося с собой и политическую информацию. Если раньше основным методом борьбы партий за избирателя были листовки, многолюдные митинги и агитация активистов по принципу «от двери к двери», то теперь основная масса избирателей узнает о партиях и их кандидатах из передач телевидения. И теперь нет нужды посещать партийные собрания, чтобы найти единомышленников, достаточно найти нужный телевизионный канал. Соответственно центр тяжести в агитации переносится с политических программ на видеоряд, прежде всего тот или иной имидж кандидата и его партии. Сегодня тенденцию к сокращению числа членов партий в странах развитой демократии можно считать установленной. Кроме того, качественно изменился их состав. Во-первых, выросла доля людей старшего возраста. Во-вторых, мотивация молодых людей, вступающих в партии, носит все более откровенно карьерный характер. В-третьих, отношение к партийной организации становится все менее идеологизированным и более инструментальным: при голосовании за ту или иную партию граждане руководствуются прагматическими соображениями, большое значение приобретает способность партии решать назревшие политические проблемы, компетентность руководящих органов. Объявление: В этих условиях партии в целях поддержания своей позиции вынуждены приспосабливаться к изменяющимся условиям. Изменения касаются кадровой политики, идеологии и программы, стиля деятельности, отношений с социальной базой, партнерами и противниками. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|