Автор: Стариков Сергей ВалентиновичПодвижник русского книгопечатания В 2008 году исполнилось 445 лет со дня упокоения святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси, и 20 лет со дня его канонизации. Святитель Макарий является одним из наиболее выдающихся церковных деятелей средневековой Руси, чьими стараниями русская книжность поднялась на новую высоту — началось книгопечатание.
В церковной историографии эта сторона деятельности митрополита рассматривалась в ряде сочинений историков Русской Церкви1, находила отражение в работах по истории русской культуры, справочных и иных изданиях дореволюционного периода2. Так, в знаменитом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона отмечалось, что Иван Грозный по совету митрополита Макария решил устроить в Москве книгопечатню3. В советский период в отечественной историографии деятельность митрополита Макария рассматривалась скорее в контексте реформ середины XVI века, отмечалось его участие в Избранной Раде Ивана IV. Советские историки немало сделали для изучения первых печатных книг, провели их сравнительно-сопоставительный анализ. Несмотря на немногочисленные и отрывочные данные, сегодня историки располагают сведениями о первых московских печатных изданиях («безвыходные издания») 1550-х гг., первых русских мастерах печатного дела, художественном оформлении первых русских печатных книг4. Составлен свободный каталог печатных книг XVI–XVII вв.5 Немало написано о причинах начала книгопечатания и, среди прочих, отмечено, что Церковь была заинтересована в этом, а в связи с присоединением новых земель и христианизацией населения в большом количестве нужны были богослужебные книги. Однако до признания выдающегося вклада Русской Православной Церкви дело так и не дошло, и, скорее всего, по идеологическим соображениям. Признать и открыто заявить о приоритете Церкви в этом деле означало изменить общественное настроение в пользу РПЦ. На это советские историки пойти не могли. Поэтому сегодня, перечитывая все, что было написано и опубликовано на тему о зарождении русского книгопечатания, невольно задаешься вопросом: кто был инициатором устроения печатного дела? Какую роль в нем сыграла Русская Православная Церковь? Еще хуже обстоит дело со школьными и вузовскими учебниками, где выделяется лишь дата 1564 г. — начало русского книгопечатания. Первопечатником называется Иоанн (Иван) Федоров. А далее все события как бы повисают в воздухе. Хотя известно, что Иоанн Федоров был диаконом кремлевской церкви святителя Николая Гостунского и в 1555 году был поставлен служить самим митрополитом Макарием. Сегодня, восстанавливая историческую справедливость, необходимо воздать должное святителю Земли Русской, радетелю о русском книгопечатании митрополиту Макарию, весь земной путь которого был теснейшим образом связан с русской православной книжной культурой. Святитель Макарий, в миру Михаил, родился около 1482 года. После ранней смерти отца и пострижения матери он становится сначала послушником Пафнутиево-Боровского монастыря, а потом иноком Макарием. Именно здесь, в обители, он приобщается к книжной мудрости русского монашества и обретает нескончаемую любовь к богословию в красках — иконописи, приобщается к кругу великого изографа Московской Руси — Дионисия, впитывает в себя идеи московской державности. К 40-м годам XV в. он прошел все ступени монашеского служения — от инока до архимандрита Лужецкого Богородицкого монастыря в Можайске, на него обратил внимание Великий князь Василий III. Шестнадцать лет, с марта 1526 года, владыка Макарий возглавлял Новгородскую епархию. Старейшая русская архиерейская кафедра, пустовавшая более 17 лет, после присоединения Великого Новгорода к Москве вновь обрела святыни прежних новгородских архиепископов, бывшие в Москве. В новгородских монастырях был введен единообразный иноческий устав; по благословению владыки Макария начинается миссионерская деятельность; большую заботу он проявляет о строительстве и поновлении храмов. Всего при владыке Макарии только в Новгороде строятся, перестраиваются, украшаются около сорока храмов, в том числе и кафедральный Софийский собор. Все они обеспечиваются утварью, книгами. Владыка лично поновляет великую святыню Новгородской земли — икону Божией Матери «Знамение». В Великом Новгороде владыка Макарий принимает решение начать на основе календаря систематизацию всей библейской, новозаветной и житийной литературы. Так начался его 12-летний великий труд по созданию «Великих Четьих — Миней » — календаря ежедневных чтений, разбитых по месяцам на 12 томов. Составленные Макарием «Великие Четьи — Минеи» содержат более 27 тысяч страниц большого формата. Все книги были красиво переплетены и обильно изукрашены миниатюрами и заставками. По сути дела, это была «полная энциклопедия» духовности и образованности. Конечно, Владыка жаждал печатного тиражирования этого труда. Первая редакция его была завершена к 1541 году; 12 томов так называемого Софийского комплекта Владыка вложил в Новгородский Софийский собор. В 1542 году архиепископ Макарий становится митрополитом Московским. С переездом в Москву работа над этим трудом продолжается. Новые редакции — Успенская и Царская — значительно превосходили по объему первую, Софийскую. Кроме того, в Новгороде в 1539 г. по инициативе Макария был составлен Владычный летописный свод, продолживший прежние новгородские летописи. На московском первосвятительском престоле митрополит Макарий добился усиления авторитета первого церковного архипастыря. Он стоял у истоков превращения Великого московского княжения в Московское царство. В январе 1547 г. митрополит Макарий впервые в русской истории совершил в Успенском соборе чин венчания на царство Ивана IV — Россия стала царством. Под руководством митрополита в 1547 и 1549 годах были проведены два церковных собора, где в лике святых были прославлены 39 русских чудотворцев. Это потребовало огромной предварительной работы, написания новых житий и служб им. Митрополит Макарий сам собрал и своею рукою написал жития, объединив их в «Книгу новых чудотворцев», которая стала своеобразным дополнением к «Великим Четьим-Минеям». Третий «Макарьевский» собор (1551) — «Стоглавый» — касался многих вопросов устроения церковной жизни. На нем встал вопрос об издании церковных книг. Было принято решение не только совершить тщательный пересмотр книг, но и заняться обустройством книгопечатания в России. Именно митрополит Макарий добился принятия этого важнейшего постановления. Активная внешняя политика Московского царства способствовала решению этой задачи, придавала ей особое первостепенное значение. В 1552 г. митрополит Макарий благословил царя Ивана IV на казанский поход и предрек победу русскому воинству; 2 октября 1552 года Казань была покорена. Митрополит освятил храм Покрова Пресвятой Богородицы («что на рву»), построенный на Красной площади в Москве в 1561 г. в честь казанского взятия. С образованием в 1555 г. Казанской епархии он рукоположил первого казанского архиепископа — святителя Гурия. Печатная книга была известна в России еще со второй половины XV века, т.к. западноевропейские издания уже попадали на Русь. Государи Иван III, а потом Иван IV, как свидетельствуют западноевропейские источники, пытались завязать полиграфические контакты с Германией и Данией. В историографии фигурировали имена печатников, состоявших на русской службе, в частности любекского типографа Бартоломея Готана (конец XV в.), датского ремесленника Ганса Богбинтера. Но источники умалчивают о том, делали ли они попытки завести книгопечатание в России6. На Руси к середине 1550-х гг. уже была подготовлена благодатная почва для организации книгопечатного дела, появились и первые русские мастера. Источники называют «мастером печатных книг» Марушу Нефедьева, который, по мнению историков, вполне мог быть причастен к первым московским «безвыходным » печатным книгам. В настоящее время их известно семь: три Евангелия, две Псалтири, две Триоди7. О том, что еще до выхода в свет первопечатного «Апостола» в 1564 г. в Москве существовало печатное дело, говорят данные из разных источников (послесловия к книгам, летописные своды и др.) 1553 год как дата начала книгопечатания в Москве подтверждается тотемским летописцем, правда, в относительно позднем списке конца XVII — начала XVIII веков. В нем под 1553 годом значится: «Начатся печатание книг в Москве, при митрополите московском Макарии»8. Сегодня невозможно установить, какое из «безвыходных» московских изданий было первенцем русского книгопечатания. Мнения ученых расходятся, но однозначно можно говорить о том, что «безвыходные» московские печатные книги явились важным этапом становления и последующего совершенствования печатного дела в Москве, а митрополит Макарий сыграл в этом становлении решающую роль. Ничего не известно о существовании специального печатного двора в 1553-1563 гг. Но государев печатный двор, где вышел первый печатный «Апостол», возник не на пустом месте. Печатное дело уже было при церкви Николая Чудотворца Гостунского9 в Московском Кремле, где диаконом был Иоанн Федоров. Священство и причт храма были книжными людьми: священник Амос, настоятель храма, священники Михаил и Иаков. Все это дало основание историку М.Н. Тихомирову сделать предположение о том, что типография (книгопечатня), в которой печатались «безвыходные» издания, находилась при церкви Николы Гостунского. Дореволюционные исследования, церковно-исторические и справочные труды прямо указывают на открытие первой типографии для печатания священных книг при митрополите Макарии10. Существует мнение, что эта первая типография была создана священником Сильвестром, членом Избранной Рады, настоятелем кремлевского Благовещенского собора11. Как бы там ни было, все известные факты свидетельствуют о непосредственной причастности церковных кругов к основанию печатного дела. Новый печатный двор, созданный на средства царской казны по благословению митрополита Макария, объединил силы. Его печатники, Иван Федоров Москвитин и Петр Тимофеев Мстиславец, продолжили начатое дело. Из Великого Новгорода прибыл резчик букв Василий Никифоров. Митрополит Макарий постоянно справлялся об их работе. 19 апреля 1563 года в Московском печатном дворе стала печататься официально признанная «первая русская печатная книга » — «Деяния святых апостолов». Но подержать ее в руках святителю было не суждено — «Апостол» вышел в свет 1 марта 1564 года, а Макарий отошел ко Господу 31 декабря 1563 года. В 1565 году Иоанн Федоров выпустил «Часослов», где отметил: «Благословением преосвященного Макария Митрополита всея Руси составися сия штанба — сиречь, печатных книг дело, во царствующем граде Москве»12. Таким образом, источники свидетельствуют и об архипастырском благословении, и самом непосредственном участии митрополита Макария в становлении и развитии русского книгопечатания. Имя святителя должно стоять в первом ряду устроителей печатного дела, наряду с первыми мастерами печатниками — Иоанном Федоровым и Петром Мстиславцем, творчество которых было освящено Русской Православной Церковью, поддержкой, помощью и благословением святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси. С тех далеких пор русская книга неуклонно развивалась. Если в XVI веке было выпущено всего 14 наименований книг, то в XVII веке уже 48313. Ничего не известно о тиражах Московского печатного двора в XVI веке, но в XVII веке они уже значительны, и в конце века достигают около 5 тысяч экземпляров14. Одну из книг — «Житие Николая Чудотворца» — как духовную реликвию и образец русской книжности XVII века автор этой статьи хранит в своей личной библиотеке. Книга была отпечатана в ноябре-декабре 1640 года в Москве при царе Михаиле Феодоровиче, о чем свидетельствует ее послесловие. «Реки, наполняющие вселенную мудростью» — так в Древней Руси называли книги. Поминая сегодня митрополита Макария — святителя Земли Русской, который великолепно знал «вся премудрости», хотелось бы пожелать всем постоянного прикосновения к этому роднику книжной мудрости. Пусть это духовное благо пребывает со всеми нами! Примечания 1 Карташев А.В. История Русской Церкви. Т. 1. М., 2006. 2 Румянцев В.Е. Древние здания Московского печатного двора // Древности. Труды Императорского Московского Археологического общества. Т. 2. М., 1870. С. 1-38; Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 2. Репринтное издание. М., 1992. 3 Лисовский Н.М. Печатное дело // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 27а. СПб., 1899. С. 414. 4 Тихомиров М.Н. Начало книгопечатания в России // У истоков русского книгопечатания. М., 1959; Немировский Е.Л. Возникновение книгопечатания в Москве. Иван Федоров. М., 1964; Сидоров А.А. Начало русского книгопечатания и Иван Федоров // Русское книгопечатание до 1917 года. М., 1964; Рогов А.И. Возникновение и развитие книгопечатания // Очерки русской культуры XVI века. Ч. 2. М., 1977. С. 262-278. 5 Зернова А.С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI-XVII веках. Сводный каталог. М., 1958. 6 Рогов А.И. Возникновение и развитие книгопечатания. С. 265-266. 7 Там же. С. 267. 8 Там же. С. 268. 9 Тихомиров М.Н. Начало книгопечатания в России. С. 33. 10 Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 2. Репринтное издание. М., 1992. С. 1546. 11 Черный В.Д. Искусство средневековой Руси. М., 1997. С. 292. 12 Сегень А.Ю. Радетель о русском книгопечатании // «Русский дом». 2008. № 1. С. 21. 13 Рогов А.И. Возникновение и развитие книгопечатания // Очерки русской культуры XVII века. Ч. 2. М., 1979. С. 155. 14 Киселев Н.П. О московском книгопечатании XVII века // Книга. Исследования и материалы. Книга II. М., 1960. С. 133.
|