Формирование нерепрессивного общества |
Проблемы формирования нерепрессивного общества в рамках психологизированного подхода к политикеВ. С. Михайловский Репрессивный характер общества является одной из центральных проблем в рамках неомарксистских концепций психологизированного подхода к политике. В рамках психоанализа разрыв человека с природой и приобретение таких отличительных черт, как разум, самосознание и воображение, а в равной степени и осознание своей историчности, рассматривается как фактор, обусловивший состояние одиночества человека и таким образом заставший его встать на путь поиска новой гармонии. Дихотомия существования, обусловленная выходом из мира животных, привела к неврозам личности. В рамках психоанализа акцентируется внимание на связи между неврозом, вызванным инстинктом сексуальности, и появлением культуры как средства замещения, сублимации. Таким образом, в рамках неомарксистского психоанализа культура, а вместе с нею и общество, приобретает репрессивный характер. Человек, чувствуя свою слабость перед репрессивной машиной культуры, пытается найти гармонию посредством формирования моделей поведения, оправдывающих его существование. Таким образом, по мнению сторонников психологизированного подхода к политике, он формирует общество. И тем самым человек загоняет себя в ловушку, ибо отныне всякое побуждение или мысль допускается в сознание только по прохождении «социального фильтра», что влечет за собою потерю индивидуальности. Однако нет лучшего средства защитить свое хрупкое и столь зыбкое ощущение индивидуальности чем обладание секретом. И у человека есть такой всеобщий и разделяемый всеми секрет. Таким образом, в рамках неомарксисткого психологизированного подхода к политике принцип удовольствия трансформировался в принцип реальности. Сдерживание удовлетворения и тяжелый труд выступают платой за безопасное существование, что отражает репрессивный характер общества. Нужно различать необходимую репрессивность, связанную, по мнению Г. Маркузе, с формированием социальности и социализации биологического, и дополнительную репрессивность, имеющую место в ситуации, когда одни социальные слои используют свое положение для того, чтобы подавлять другие социальные слои (эксплуатация, социальное неравенство, технократическое отношение к природе). Индустриальное общество позволяет усилить эту репрессивность. Частью репрессивности становится и формирование общества потребления. Объявление: Возникает сложнейшая теоретическая и практическая проблема выхода из социальной репрессивности. История давала людям образцы новой жизни, нового поведения, однако, по мнению сторонников психоанализа, культура страха превращала все эти дары в новую веру. Так какова должна быть новая модель поведения, которая отличает нас от животных и вырывает из рабства культуры? В чем альтернатива страха? Ответ прост – в героизме! Отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке не детерминируются животными инстинктами. Человек, совершающий подвиг, необычный по своей храбрости и доблести, никогда не будет во власти культуры. Подвиг превращает божественное в практику. Носитель подвига делает себя сам, определяет себя сам и имеет право вести других. Героизм как единственное условие легитимности власти на земле. Героизм как сущность истинно человеческой природы. Герой, как источник власти бога на земле. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|