Функциональная грамотность проблема высшего образования |
Ключевые компетенции и функциональная грамотность как проблема высшего образования в БеларусиС. А. Мацкевич, к. пед. наук, доцент Термин «функциональная грамотность» в мировой практике является не новым. Впервые он был введен ЮНЕСКО в 1973 году применительно к системе образования взрослых. В основном ставилась проблема не столько образования, сколько обеспечение определенного уровня способностей, умений и навыков у взрослых, позволяющих им адаптироваться к жизни и более-менее комфортно существовать в развивающихся условиях цивилизации. К концу 20 века проблема функциональной грамотности стала рассматриваться не только как проблема образования взрослых в развивающихся странах, а как глобальная проблема применительно ко всей системе непрерывного образования. В Беларуси данная проблематика стала рассматриваться и исследоваться 1997 году еще до того, как массовым порядком стал использоваться термин «базовые ключевые компетенции». В реальности исследователями было выявлено противоречие: обучение в высших учебных заведениях и присвоенный уровень знаний, умений и навыков не гарантирует выпускникам вузов постоянного успеха в профессиональной деятельности. И не только в профессиональной, а даже в повседневной жизни. Иначе говоря, в вузах Беларуси, в основном продолжающих традиции советского времени, учат не тому, что требует развитие культуры и социума. Логично встает вопрос: «Чему нужно учить и как?» Это главный вопрос содержания образования, ответ на который не является постоянным. Содержание образования и как следствие технологии образования должны меняться с течением времени, проектироваться по-новому и отслеживаться. Ответ на данный вопрос сначала искали интуитивно, затем по образцу, копируя западные схемы высшего образования. К концу 90-х годов стало понятно, что европейские образцы высшего образования для Беларуси высвечивают в основном проблематику, однако пути и методы реформирования системы высшего образования должны определяться только в самой Беларуси с учетом сложившихся реальных условий и традиций высшего образования. Никто кроме самих белоруссов не спроектирует новое содержание высшего образования. Главное не запутаться и не сбиться с пути в решении такой важной задачи. И первые шаги уже сделаны. Хотим мы того или не хотим, однако европейские процессы уже начали внедряться в нашу систему. Вот только некоторые из международных документов, в рамках которых могут начинаться процессы перепроектирования содержания высшего образования: • Лиссабонская конвенция о признании квалификаций высшего образования; Объявление: • Болонская декларация (1999 г.) о базовых ключевых компетенциях, • рекомендации международных конференций Гамбург (1997 г), Дакар (2000 г.) и т. д. Согласно Всемирной Декларации «Образование для всех», образование должно удовлетворять важнейшие образовательные потребности личности. Эти потребности, в свою очередь, включают в себя усвоение базовых образовательных навыков (таких как грамотность, способность производить исчисления, выражать свои мысли устно, решать проблемные ситуации) и усвоение базового содержания образования (включая знания, ценности и представления) необходимые личности для того, чтобы быть способной: • выживать; • развивать собственные способности; • вести достойный образ жизни; • активно участвовать в развитии общества; • улучшать условия собственной жизни; • принимать нестандартные решения; • продолжать образование. Результаты исследований в области функциональной грамотности, проведенные в Беларуси с 1997 г по 2000 г. логично вписываются в проблематику предложенных документов. Фактически предложенная авторами концепция обеспечения функциональной грамотности согласуется по содержанию с понятиями базовых ключевых компетенций, однако дифференциация и разбиение основных компонентов осуществляется в соответствии с выявленными образовательными дефицитами и актуариями именно в Беларуси [1]. Авторы концепции основываются на представлении о пяти процессах в структуре образования, разработанном в системо-деятельностной методологии [2]. Согласно такому представлению, образование не является однородным процессом, а является интегральным и включает в себя: • Процесс овладения ГРАМОТНОСТЬЮ. Освоение языков и знаковых систем, без которых невозможно получение информации и использование знаний в той или иной сфере жизни и деятельности. • Процесс ОБУЧЕНИЯ. Освоение знаний, умений, навыков в различных предметах и учебных дисциплинах. • Процесс ПОДГОТОВКИ. Адаптация имеющихся и получаемых знаний, умений и навыков для выполнения конкретной работы или для занятия определенного социального положения. • Процесс ВОСПИТАНИЯ. Освоение норм культуры, правил поведения, морали, традиций и особенностей народа, социальной страты или профессиональной гильдии. • Процесс ОБРАЗОВАНИЯ, в узком значении этого термина. Т. е. составная часть интегрального процесса образования, имеющая целью обеспечить общий уровень культуры и знакомство с ценностями, установками и стандартами цивилизации. Система из этих пяти процессов может быть выделена на разных уровнях: от национальной системы образования и функционирования конкретного учебного заведения до преподавания отдельного предмета. На каждом уровне один из процессов может доминировать над остальными и определять весь интегральный процесс образования. В зависимости от того, какое именно содержание образования должно быть оттранслировано, и различают несколько базовых процессов в образовании. Понятно, что современное образование должно транслировать не только знания, умения и навыки, но и способы деятельности, способы мышления, нормы поведения, ценности и т. д. И все это разные и глубокие по своему содержанию сущности. Педагоги уже давно заметили, что разное содержание образования должно передаваться по-разному. То есть нельзя передавать знание также как способ мышления и наоборот. Разное содержание образования передается через разные процессы и технологии. Традиционная классно-урочная система как технология хорошо спроектирована для передачи знаний, умений и навыков, однако как только ставятся другие цели, классно-урочная система не справляется. То есть классно-урочная система хорошо адаптирована для процесса ОБУЧЕНИЯ как целенаправленного и систематического процесса передачи знаний, умений и навыков и овладения ими. Другие же процессы предназначены для передачи другого содержания. Процесс ПОДГОТОВКИ призван передавать и транслировать способы деятельности (cпособ деятельности не сводится к умению или навыку; умение и навык есть только составляющая способа деятельности как целостной и более укрупненной единицы любой деятельности), в том числе и профессиональной. Фактически подготовка есть адаптация и доведение до способа деятельности полученных в процессе обучения знаний, умений и навыков к выполнению конкретной работы и занятия определенного социального положения. Процесс ОБРАЗОВАНИЯ в узком значении этого термина имеет целью обеспечить общий уровень культуры (нормы культуры), знакомство с ценностями, установками и стандартами цивилизации, формирование современных способов мышления. Образование в отличие от подготовки характеризуется отсутствием утилитарных, прагматичных целей. То есть образование неконъюнктурно и безразлично к рынку труда. Функцию адаптации и включения человека к социуму выполняет в первую очередь подготовка, а не образование. Процесс ВОСПИТАНИЯ есть процесс и функция сохранения культурного разнообразия, региональной уникальности, национальных традиций. Воспитание призвано сформировать у личности способ поведения на основе культурных традиций и ценностей. Особое место в системе базовых процессов принадлежит процессу ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАМОТНОСТИ. Грамотность есть освоение и использование минимального необходимого для адаптации к современной технологической жизни уровня умений и навыков. Грамотность есть освоение современных языков, знаковых систем для успешного включения в процессы обучения, подготовки и образования. Различают элементарную и функциональную грамотность. Все пять базовых процессов тесно взаимосвязаны друг с другом. Каждый процесс можно рассматривать по отдельности, но так или иначе, в реальности процессы взаимодополняются и взаимопересекаются. Процесс обучения является как бы сквозным по отношению ко всем остальным процессам. Однако важно не подменять один процесс другим, а различать их и понимать их разное назначение. Типология процессов образования позволяет решать множество разных управленческих и педагогических задач. Например, различение процессов образования и подготовки позволяет четко сформировать типологию учебных заведений и выставить соответствующие требования к их переноменации. В учебных заведениях типа университет, колледж, гимназия, общеобразовательная школа в целях и содержании должен преобладать процесс образования. То есть университеты в первую очередь должны обеспечить современный уровень культуры и универсальные способы мышления. Процесс подготовки является второстепенным с такого рода учреждениях. В учебных заведениях типа институт, техникум, училище, лицей преобладает процесс подготовки, процесс образования является второстепенным, подчиненным процессу подготовки. Процесс обеспечения грамотности является общеупотребимым и необходимым для всех учебных заведений. Грамотность есть характеристика массового образования. Если определенной профессией могут овладеть не все, а только группа людей, то грамотность как характеристика образования есть такой уровень способностей, которым должны владеть все, независимо от профессии и возраста. По мнению ряда экспертов, применительно к Беларуси актуален следующий перечень аспектов функциональной грамотности: • Языковая и знаковая грамотность – свободное владение (чтение, письмо и говорение) родным языком, государственными языками и двумя иностранными языками; чтение и понимание знаковой среды, осуществление действий в знаковой среде в соответствии с тем, что знаки означают. • Компьютерная, информационная грамотность – использование компьютерных и информационных технологий на уровне пользователя в профессиональной и повседневной жизни, способность читать, понимать и фильтровать полученную информацию для решения поставленных профессиональных задач. • Гражданско-правовая грамотность – осуществление действий в соответствии с законом, способность защищать свои права и права граждан своей страны. • Финансовая грамотность – способность осуществлять простейшие финансовые операции (купля-продажа, открытие счета в банке, пользование пластиковыми карточками и т. д.). • Экологическая грамотность – способность создавать и контролировать среду жизнедеятельность. • Профессиональные и специальные аспекты функциональной грамотности (менеджмент, PR, бизнес-планирование, новые технологии и т. д.). • Бытовая грамотность – вождение автомобиля, пользование бытовыми приборами, мобильными телефонами и т. д. Особое место в представлении о функциональной грамотности занимает деятельностная грамотность, или способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности. Если строго следовать тому расширению понятия «грамотность», которое содержится в определении «функциональная», то каждый общий перечень того, что должен знать и уметь грамотный человек вообще, дополним частным или специальным перечнем: «для выполнения такой-то работы необходимо знать и уметь…». Такого рода дополнения формулируются в должностных инструкциях, паспортах профессии и т. д. Инвариантное содержание этих документов представляет собой формулировку функциональной грамотности по состоянию на конкретный момент развития социума, экономики, технологии. Работа с этим инвариантным содержанием представляет собой основную задачу функционирующей системы образования. В Беларуси обнаруживаются поразительные эффекты образования. Человек может иметь высшее образование, являться специалистом в своей узкопрофессиональной области, и одновременно не знать иностранного языка (не говоря уже о двух), не работать на компьютере, и быть безграмотным в политической и финансовой областях. Такой уровень квалификации тормозит развитие профессиональной деятельности, делает ее несовременной и застойной. И проблема оказывается не в самих профессиональных знаниях, навыках и умениях, а в инфраструктуре профессии – в функциональной грамотности или, универсальных ключевых компетенциях, которыми должны владеть люди любой профессии, потому что этого требует культура, современность и развитие глобальных технологий. За последние 10 лет в системе высшего образования Беларуси сделано немало для ликвидации функциональной неграмотности как среди педагогов, так и среди студентов. Однако эти процессы нельзя назвать системными и целенаправленными, скорее наоборот, хаотичными, и непрограммными, исходящими от запросов самих педагогов и студентов. Что собственно и отличает развитие этих процессов в Беларуси от аналогичных в других странах. С очевидностью можно сказать, что спрос на повышение уровня функциональной грамотности в Беларуси значительный, в то время как предложения образовательных услуг не в состоянии покрыть этот спрос полностью и целенаправленно. Применительно к системе высшего образования актуальными становятся не только выше представленные характеристики функциональной грамотности, а такой важный компонент как гуманитарная грамотность. Гуманитарная грамотность есть способность человека ориентироваться в гуманитарном и социокультурном поле жизнедеятельности, анализировать современную ситуацию, принимать обоснованные рациональные решения и самоопределяться по отношению к людям, ситуациям, разным видам деятельности. В содержание гуманитарной грамотности входит также способность отличать культурные образцы и ценности от подделок и заменителей, простое от сложного, реальное и мнимое и т.д. Человек ежедневно вынужден принимать решения гуманитарного порядка, которые носят характер ценностного и культурного уровня. Профессиональный уровень в решении этих вопросов может не помочь. Поэтому мы периодически сталкиваемся с отсутствием гуманитарной позиции у большинства людей, имеющих высшее образование. Вывод один – независимо от специальности и получаемых профессий, выпускник университета должен уметь жить в гуманитарном поле проблем. А этому научает скорее не введенный курс по философии или политологии, сколько сама жизнь в университете, способ организации человеческих и профессиональных отношений между студентами и преподавателями; не говорение о гуманном и гуманитарном, а реальные поступки и поведение людей, задающих образцы культурной жизни в учебном заведении. Литература 1. Крупник С. А., Мацкевич В. В. Функциональная грамотность в системе образования Беларуси. Мн.: АПО, 2003. 2. Мацкевич В. Полемические этюды об образовании. Лиепая, 1993. Сборник «образование XXI века». |
< Предыдущая | Следующая > |
---|