Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Функциональная грамотность проблема высшего образования





Функциональная грамотность проблема высшего образования

Ключевые компетенции и функциональная грамотность как проблема высшего образования в Беларуси

С. А. Мацкевич, к. пед. наук, доцент

Термин «функциональная грамотность» в мировой практике является не новым. Впервые он был введен ЮНЕСКО в 1973 году применительно к системе образования взрослых. В основном ставилась проблема не столько образования, сколько обеспечение определенного уровня спо­собностей, умений и навыков у взрослых, позволяющих им адаптиро­ваться к жизни и более-менее комфортно существовать в развивающихся условиях цивилизации. К концу 20 века проблема функциональной гра­мотности стала рассматриваться не только как проблема образования взрослых в развивающихся странах, а как глобальная проблема примени­тельно ко всей системе непрерывного образования.

В Беларуси данная проблематика стала рассматриваться и исследо­ваться 1997 году еще до того, как массовым порядком стал использо­ваться термин «базовые ключевые компетенции». В реальности исследо­вателями было выявлено противоречие: обучение в высших учебных за­ведениях и присвоенный уровень знаний, умений и навыков не гаранти­рует выпускникам вузов постоянного успеха в профессиональной дея­тельности. И не только в профессиональной, а даже в повседневной жиз­ни. Иначе говоря, в вузах Беларуси, в основном продолжающих тради­ции советского времени, учат не тому, что требует развитие культуры и социума. Логично встает вопрос: «Чему нужно учить и как?» Это глав­ный вопрос содержания образования, ответ на который не является по­стоянным. Содержание образования и как следствие технологии образо­вания должны меняться с течением времени, проектироваться по-новому и отслеживаться.

Ответ на данный вопрос сначала искали интуитивно, затем по образ­цу, копируя западные схемы высшего образования. К концу 90-х годов стало понятно, что европейские образцы высшего образования для Бела­руси высвечивают в основном проблематику, однако пути и методы ре­формирования системы высшего образования должны определяться только в самой Беларуси с учетом сложившихся реальных условий и традиций высшего образования. Никто кроме самих белоруссов не спро­ектирует новое содержание высшего образования. Главное не запутаться и не сбиться с пути в решении такой важной задачи. И первые шаги уже сделаны. Хотим мы того или не хотим, однако европейские процессы уже начали внедряться в нашу систему. Вот только некоторые из между­народных документов, в рамках которых могут начинаться процессы пе­репроектирования содержания высшего образования:

• Лиссабонская конвенция о признании квалификаций высшего образования;

Объявление:

• Болонская декларация (1999 г.) о базовых ключевых компетенциях,

• рекомендации международных конференций Гамбург (1997 г), Дакар (2000 г.) и т. д.

Согласно Всемирной Декларации «Образование для всех», образова­ние должно удовлетворять важнейшие образовательные потребности личности. Эти потребности, в свою очередь, включают в себя усвоение базовых образовательных навыков (таких как грамотность, способность производить исчисления, выражать свои мысли устно, решать проблем­ные ситуации) и усвоение базового содержания образования (включая знания, ценности и представления) необходимые личности для того, что­бы быть способной:

• выживать;

• развивать собственные способности;

• вести достойный образ жизни;

• активно участвовать в развитии общества;

• улучшать условия собственной жизни;

• принимать нестандартные решения;

• продолжать образование.
Согласно Джомпьенской декларации базовые образовательные по­ требности универсальны и свойственны каждому человеку вне зависи­мости от его возраста. Исходя из этой же декларации, в широком пони­мании важнейшими функциями базового образования является обеспе­чение прочной базы для дальнейшего обучения и усвоения наиболее зна­чимых навыков для конструктивного поведения в контексте социальных отношений.

Результаты исследований в области функциональной грамотности, проведенные в Беларуси с 1997 г по 2000 г. логично вписываются в про­блематику предложенных документов. Фактически предложенная авто­рами концепция обеспечения функциональной грамотности согласуется по содержанию с понятиями базовых ключевых компетенций, однако дифференциация и разбиение основных компонентов осуществляется в соответствии с выявленными образовательными дефицитами и актуа­риями именно в Беларуси [1].

Авторы концепции основываются на представлении о пяти процессах в структуре образования, разработанном в системо-деятельностной ме­тодологии [2]. Согласно такому представлению, образование не является однородным процессом, а является интегральным и включает в себя:

• Процесс овладения ГРАМОТНОСТЬЮ. Освоение языков и знаковых систем, без которых невозможно получение информации и использование знаний в той или иной сфере жизни и деятельности.

• Процесс ОБУЧЕНИЯ. Освоение знаний, умений, навыков в различных предметах и учебных дисциплинах.

• Процесс ПОДГОТОВКИ. Адаптация имеющихся и получаемых знаний, умений и навыков для выполнения конкретной работы или для занятия определенного социального положения.

• Процесс ВОСПИТАНИЯ. Освоение норм культуры, правил поведения, морали, традиций и особенностей народа, социальной страты или профессиональной гильдии.

• Процесс ОБРАЗОВАНИЯ, в узком значении этого термина. Т. е. составная часть интегрального процесса образования, имеющая целью обеспечить общий уровень культуры и знакомство с ценностями, установками и стандартами цивилизации.

Система из этих пяти процессов может быть выделена на разных уровнях: от национальной системы образования и функционирования конкретного учебного заведения до преподавания отдельного предмета. На каждом уровне один из процессов может доминировать над осталь­ными и определять весь интегральный процесс образования.

В зависимости от того, какое именно содержание образования должно быть оттранслировано, и различают несколько базовых процессов в об­разовании. Понятно, что современное образование должно транслиро­вать не только знания, умения и навыки, но и способы деятельности, способы мышления, нормы поведения, ценности и т. д. И все это разные и глубокие по своему содержанию сущности.

Педагоги уже давно заметили, что разное содержание образования должно передаваться по-разному. То есть нельзя передавать знание так­же как способ мышления и наоборот. Разное содержание образования передается через разные процессы и технологии. Традиционная классно-урочная система как технология хорошо спроектирована для передачи знаний, умений и навыков, однако как только ставятся другие цели, классно-урочная система не справляется. То есть классно-урочная систе­ма хорошо адаптирована для процесса ОБУЧЕНИЯ как целенаправлен­ного и систематического процесса передачи знаний, умений и навыков и овладения ими.

Другие же процессы предназначены для передачи другого содержа­ния.

Процесс ПОДГОТОВКИ призван передавать и транслировать спосо­бы деятельности (cпособ деятельности не сводится к умению или на­выку; умение и навык есть только составляющая способа деятельности как целостной и более укрупненной единицы любой деятельности), в том числе и профессиональной. Фактически подготовка есть адаптация и до­ведение до способа деятельности полученных в процессе обучения зна­ний, умений и навыков к выполнению конкретной работы и занятия оп­ределенного социального положения.

Процесс ОБРАЗОВАНИЯ в узком значении этого термина имеет це­лью обеспечить общий уровень культуры (нормы культуры), знакомство с ценностями, установками и стандартами цивилизации, формирование современных способов мышления. Образование в отличие от подготов­ки характеризуется отсутствием утилитарных, прагматичных целей. То есть образование неконъюнктурно и безразлично к рынку труда. Функ­цию адаптации и включения человека к социуму выполняет в первую очередь подготовка, а не образование. Процесс ВОСПИТАНИЯ есть процесс и функция сохранения культурного разнообразия, региональной уникальности, национальных традиций. Воспитание призвано сформи­ровать у личности способ поведения на основе культурных традиций и ценностей.

Особое место в системе базовых процессов принадлежит процессу ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАМОТНОСТИ. Грамотность есть освоение и исполь­зование минимального необходимого для адаптации к современной тех­нологической жизни уровня умений и навыков. Грамотность есть освое­ние современных языков, знаковых систем для успешного включения в процессы обучения, подготовки и образования. Различают элементарную и функциональную грамотность.

Все пять базовых процессов тесно взаимосвязаны друг с другом. Каж­дый процесс можно рассматривать по отдельности, но так или иначе, в реальности процессы взаимодополняются и взаимопересекаются. Про­цесс обучения является как бы сквозным по отношению ко всем осталь­ным процессам. Однако важно не подменять один процесс другим, а раз­личать их и понимать их разное назначение.

Типология процессов образования позволяет решать множество раз­ных управленческих и педагогических задач. Например, различение про­цессов образования и подготовки позволяет четко сформировать типоло­гию учебных заведений и выставить соответствующие требования к их переноменации. В учебных заведениях типа университет, колледж, гимназия, общеобразовательная школа в целях и содержании должен преоб­ладать процесс образования. То есть университеты в первую очередь должны обеспечить современный уровень культуры и универсальные способы мышления. Процесс подготовки является второстепенным с та­кого рода учреждениях. В учебных заведениях типа институт, техникум, училище, лицей преобладает процесс подготовки, процесс образования является второстепенным, подчиненным процессу подготовки. Процесс обеспечения грамотности является общеупотребимым и необходимым для всех учебных заведений.

Грамотность есть характеристика массового образования. Если опре­деленной профессией могут овладеть не все, а только группа людей, то грамотность как характеристика образования есть такой уровень способ­ностей, которым должны владеть все, независимо от профессии и возрас­та. По мнению ряда экспертов, применительно к Беларуси актуален сле­дующий перечень аспектов функциональной грамотности:

Языковая и знаковая грамотность – свободное владение (чтение, письмо и говорение) родным языком, государственными языками и двумя иностранными языками; чтение и понимание знаковой среды, осуществление действий в знаковой среде в соответствии с тем, что знаки означают.

Компьютерная, информационная грамотность – использование компьютерных и информационных технологий на уровне пользователя в профессиональной и повседневной жизни, способность читать, понимать и фильтровать полученную информацию для решения поставленных профессиональных задач.

Гражданско-правовая грамотность – осуществление действий в соответствии с законом, способность защищать свои права и права граждан своей страны.

Финансовая грамотность – способность осуществлять простейшие финансовые операции (купля-продажа, открытие счета в банке, пользование пластиковыми карточками и т. д.).

Экологическая грамотность – способность создавать и контро­лировать среду жизнедеятельность.

Профессиональные и специальные аспекты функциональной гра­мотности (менеджмент, PR, бизнес-планирование, новые технологии и т. д.).

Бытовая грамотность – вождение автомобиля, пользование быто­выми приборами, мобильными телефонами и т. д.

Особое место в представлении о функциональной грамотности зани­мает деятельностная грамотность, или способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределен­ности.

Если строго следовать тому расширению понятия «грамотность», ко­торое содержится в определении «функциональная», то каждый общий перечень того, что должен знать и уметь грамотный человек вообще, до­полним частным или специальным перечнем: «для выполнения такой-то работы необходимо знать и уметь…». Такого рода дополнения формули­руются в должностных инструкциях, паспортах профессии и т. д.

Инвариантное содержание этих документов представляет собой фор­мулировку функциональной грамотности по состоянию на конкретный момент развития социума, экономики, технологии. Работа с этим инва­риантным содержанием представляет собой основную задачу функцио­нирующей системы образования.

В Беларуси обнаруживаются поразительные эффекты образования. Человек может иметь высшее образование, являться специалистом в сво­ей узкопрофессиональной области, и одновременно не знать иностранно­го языка (не говоря уже о двух), не работать на компьютере, и быть без­грамотным в политической и финансовой областях. Такой уровень ква­лификации тормозит развитие профессиональной деятельности, делает ее несовременной и застойной. И проблема оказывается не в самих про­фессиональных знаниях, навыках и умениях, а в инфраструктуре про­фессии – в функциональной грамотности или, универсальных ключевых компетенциях, которыми должны владеть люди любой профессии, пото­му что этого требует культура, современность и развитие глобальных технологий.

За последние 10 лет в системе высшего образования Беларуси сделано немало для ликвидации функциональной неграмотности как среди педа­гогов, так и среди студентов. Однако эти процессы нельзя назвать сис­темными и целенаправленными, скорее наоборот, хаотичными, и непро­граммными, исходящими от запросов самих педагогов и студентов. Что собственно и отличает развитие этих процессов в Беларуси от аналогич­ных в других странах. С очевидностью можно сказать, что спрос на по­вышение уровня функциональной грамотности в Беларуси значитель­ный, в то время как предложения образовательных услуг не в состоянии покрыть этот спрос полностью и целенаправленно.

Применительно к системе высшего образования актуальными стано­вятся не только выше представленные характеристики функциональной грамотности, а такой важный компонент как гуманитарная грамотность.

Гуманитарная грамотность есть способность человека ориентировать­ся в гуманитарном и социокультурном поле жизнедеятельности, анали­зировать современную ситуацию, принимать обоснованные рациональ­ные решения и самоопределяться по отношению к людям, ситуациям, разным видам деятельности. В содержание гуманитарной грамотности входит также способность отличать культурные образцы и ценности от подделок и заменителей, простое от сложного, реальное и мнимое и т.д. Человек ежедневно вынужден принимать решения гуманитарного по­рядка, которые носят характер ценностного и культурного уровня. Про­фессиональный уровень в решении этих вопросов может не помочь. По­этому мы периодически сталкиваемся с отсутствием гуманитарной пози­ции у большинства людей, имеющих высшее образование. Вывод один – независимо от специальности и получаемых профессий, выпускник уни­верситета должен уметь жить в гуманитарном поле проблем. А этому научает скорее не введенный курс по философии или политологии, сколько сама жизнь в университете, способ организации человеческих и профессиональных отношений между студентами и преподавателями; не говорение о гуманном и гуманитарном, а реальные поступки и поведение людей, задающих образцы культурной жизни в учебном заведении.

Литература

1. Крупник С. А., Мацкевич В. В. Функциональная грамотность в системе образова­ния Беларуси. Мн.: АПО, 2003.

2. Мацкевич В. Полемические этюды об образовании. Лиепая, 1993. Сборник «обра­зование XXI века».


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >