Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Адаптация к учебному процессу





Адаптация к учебному процессу

Адаптация первокурсника к учебному процессу в вузе

Т. С. Кухаренко

Повышение качества подготовки специалистов возможно лишь при условии непрерывного совершенствовавания основ учебновоспитатель-ного процесса, значительного повышения его организационного, науч­ного и методического уровней. Выполнение этой задачи ставит перед ра­ботниками вузов сложные комплексные проблемы, среди которых пер­вой является приспособление и привыкание молодежи к вузу, или, как принято именовать ее в научной литературе, проблема адаптации сту­дентов. Об актуальности этой проблемы говорит то, что именно первый курс дает наибольший процент отсева и низкой успеваемости. Не слу­чайно практические работники и исследователи проблем высшей школы в один голос говорят о сложности и специфичности проведения воспита­тельной работы на младших курсах высших учебных заведений.

Поступление в высшее учебное заведение, процесс «акклиматизации» в новых условиях, приспособление к новому коллективу группы, инсти­тута - все это сложный психологический акт. Студенту, как правило, приходится отказываться от некоторых своих привычек и установок, строить отношения с людьми на новой основе. Он должен не только привыкнуть к новым людям, установить с ними разносторонние контак­ты, но и воспринять, как свои собственные, цели и задачи группы, вуза. Этот процесс очень сложен и требует от первокурсника больших усилий.

Помочь ему обязан вуз. Прежде всего должна быть создана благоприят­ная психологическая обстановка при приеме в коллектив нового челове­ка. Студент-новичок должен чувствовать благоприятное отношение к се­бе со стороны всего вузовского коллектива, всех учащихся, имеющих отношение к его учебной деятельности, и прежде всего со стороны тех, кто тесно связан с его первыми шагами в вузе – работниками деканатов, преподавателей, работников библиотеки и т. д.

Рассмотрение социальных аспектов адаптации студентов первого кур­са к определенным условиям невозможно без определения понятий со­циально-психологическая адаптация и социализация. Ученые рассматри­вают эти процессы как близкие, взаимозависимые, взаимообусловлен­ные, но не тождественные. Социализация личности – это формирование и становление личности через овладение социальным опытом. Социаль­ная адаптация выступает одним из ведущих и определяющих механиз­мов социализации личности.

Объявление:

Процесс социальной адаптации студентов первого курса имеет раз­личные направления в зависимости от групп студентов (иногородние, минчане, иностранцы и т. д.). На нее влияют внешние факторы: семья, личные интересы, сформированные ранее целостные ориентации, специ­фика факультета, социальный статус.

Проблема адаптации студентов связана с тем, что с поступлением в вуз юноши и девушки попадают в новые, непривычные для них условия, в результате чего происходит ломка годами выработанного стереотипа и формирование новых установок, навыков и привычек. Социокультурные и экономические условия различных регионов Республики Беларусь, от­куда приехали студенты, неоднородны, поэтому сам институт социали­зации (в данном случае – университет), осуществляя свое воздействие на личность, сталкивается с системой воздействия со стороны значительной социальной группы, каждый представитель которой является носителем определенных привычек, традиций, обычаев, образа жизни.

В зависимости от индивидуальных особенностей студентов, от того, насколько они подготовлены школой, жизнью к такому переходу, адап­тация к вузовским условиям у каждого из них происходит по-разному. Вместе с тем имеется ряд объективных причин, тормозящих протекание этого процесса. Одной из таких причин является необходимость приспо­собления организма учащегося к условиям учебного труда, в том числе к умственным нагрузкам на организм, связанным с переработкой большо­го потока информации, к новому режиму жизни и т. д. Но есть еще одна сторона адаптации, связанная с освоением и принятием первокурсником тех ценностей, традиций, норм поведения, которые признаны и поддер­живаются в данном вузовском коллективе. Однако для того, чтобы разобраться в них, ему необходимо прежде «влиться» в него, приспособиться к нему, стать его полноправным членом, а это требует значительного времени.

Пределы непосредственного социального окружения, где происходит становление личности студента, включает в себя факультет, курс и ака­демическую группу. Особенности адаптации студента к студенческой группе связаны с тем, что процесс адаптации происходит одновременно с формированием первичного коллектива. При формировании студенче­ских коллективов групповые ожидания норм и ценностей коллективов поначалу представляются их новым членам неясными. Межличностные контакты студентов в академической группе часто односторонни и огра­ничиваются, в основном, контактами в учебной и официальной сферах. Стремление студентов видеть свою группу коллективом в большинстве случаев остается нереализованным, что вызывает неудовлетворенность уровнем внутригрупповых взаимоотношений, отчужденность отдельных членов от коллектива группы. Ясно, что пока складывается коллектив, отсутствие должной стабильности в межличностных отношениях отри­цательно сказывается на учебе.

Одним из путей улучшения взаимоотношений в группе может быть увеличение роли общественного мнения группы как фактора социально­го контроля. Ведь большинство студентов считают мнение группы ре­шающим фактором при выборе образца поведения. Хотя некоторая часть студентов поступает только в соответствии со своим мнением, не счита­ясь с мнением группы. Обычно это студенты, недостаточно адаптиро­ванные к своей группе.

Важный аспект социальной адаптации – принятие индивидом соци­альной роли. Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, своим статусом, престижем имеет определен­ное место в системе групповой организации. Такое место определяет со­циальная роль индивида. Социальная роль – это модель, включающая некоторые права и обязанности, которые ожидаются от индивида, кото­рым его обучают и поощряют выполнять в данной социальной ситуации. Именно то, насколько деятельность индивида соответствует ожиданиям группы, служит критерием оценки выполнения им данной социальной роли. В своих проявлениях: поведении, действиях, высказываниях, – ин­дивид стремится соответствовать социальной роли.

Проблема адаптации студентов первого курса связана также с перехо­дом на новые формы обучения. Трудности студента-первокурсника обу­славливаются следующим несоответствием: сложностью вузовских тре­бований и недостаточной готовностью к ним студентов первого курса. У них появляются новые обязанности: ежедневно посещать учебные лек­ции, активно участвовать в семинарских занятиях, находить время для самоподготовки, участвовать в общественной жизни, повышать свой культурный уровень, разумно использовать часы досуга. Трудности адаптации у первокурсников в первом периоде связаны с тем, что у них пока еще доминируют те представления о вузе и вузовских отношениях, которые они получили в школе. Первокурсники еще не рассматривают вуз как условие подготовки к будущей профессии.

Различия средней общеобразовательной и высшей школы значитель­ны, они обуславливаются разными целями обучения и выражаются в своеобразии форм и режима учебных занятий. В вузе вместо урочной школьной системы применяются различные виды учебных занятий – лекции, лабораторные работы, семинары, коллоквиумы, – которые ха­рактеризуются обилием учебной информации. Здесь невозможно простое заучивание или запоминание учебного материала, а необходимо осмыс­ливать и обобщать знания, применять их на основе изучения общих взаимосвязей и закономерностей.

Овладение вузовской учебной программой требует от студента уме­ния самостоятельно работать. Особо важное значение при этом имеет самообучение. Умение самостоятельно работать (учить себя учиться) – думать, осмысливать учебный материал, воспринимать новое, усваивать его и уметь применять свои знания – должно стать основной задачей ка­ждого студента с первого дня его обучения в вузе.

Первокурсника необходимо научить учиться – это неоспоримая исти­на. Но преподаватели вузов нередко предъявляют к студентам младших курсов такие же требования, как и к старшекурсникам, которые уже прошли нелегкую для большинства из них адаптацию к условиям вуза. Работа с первокурсниками должна существенно отличаться от работы со студентами старших курсов: тут необходимо учить учиться, проводить регулярные проверки и оценку знаний, постепенно повышать требова­тельность к ним.

Процесс адаптации студентов первого курса совпадает с процессом социализации, происходящей в юношеском возрасте. Данный этап со­циализации предполагает переход от зависимого детства к самостоятель­ной и ответственной взрослости. А достижение социальной зрелости оп­ределяется выработкой новых, более стабильных моделей поведения и формированием определенного мировоззрения. Поэтому очень важно помочь юному человеку правильно организовать свой жизненный путь.

Литература

1. Березовин Н. Адаптация студентов и НОТ. Мн.: Университетское, 1990.

2. Березовин К, Сманцер А. Воспитание у школьников интереса к учению. Мн.: Нар. Асвета, 1987.

3. Брудный В. Профессиональная и социально-психологическая адаптация студен­тов и молодых специалистов. М., 1976.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >