Специализация гражданской юрисдикции |
Специализация гражданской юрисдикции в республике БеларусьЕ. А. Алексеева Судебная власть в Республике Беларусь представлена несколькими судебными системами: системой общих, хозяйственных судов и конституционным судом. Идея специализации судов закреплена в ч. 5 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 13 января 1995 г. «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», в соответствии с которой в системе общих и хозяйственных судов допускается образование специализированных коллегий, а в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь, могут быть образованы специализированные суды по делам несовершеннолетних, семейные, административные, земельные, налоговые и иные суды.[1] На протяжении многих лет, еще до закрепления в законе указанной идеи, в рамках общих судов в Республике Беларусь функционируют специализированные военные суды, в компетенцию которых входит рассмотрение и гражданских дел. Никаких процессуальных особенностей производства в военных судах не предусмотрено, в своей деятельности они руководствуются Гражданским процессуальным кодексом. Специфика судопроизводства заключается лишь в том, что дело рассматривается специализированным составом суда – судьей военного суда может быть только военнослужащий, имеющий военное звание офицерского состава. Вопрос о необходимости рассмотрения гражданских дел военными судами неоднократно обсуждался в научной литературе, в результате чего высказаны диаметрально противоположные мнения: с одной стороны – об упразднении военных судов, с другой – об их сохранении в неизменном виде. Критики существующей системы наиболее часто обращают внимание на сложности, с которыми связана реализация принципа независимости судей военных судов. Так как эти судьи находятся на действительной военной службе, на них распространяется действие военных уставов и приказов Министерства обороны Республики Беларусь, в связи с чем, не исключена возможность прямого или косвенного воздействия на них командования. Следует отменить также и тот факт, что материально-техническое обеспечение деятельности военных судов по действующему законодательству Министерством обороны Республики Беларусь. Объявление: Сторонники сохранения системы военных судов ссылаются на то, что необходимость существования этих органов в специфических армейских условиях очевидна. Кроме того, упразднение действующей системы намного увеличит нагрузку общих судов.[2, с. 39] Безусловно, обе позиции имеют свои достоинства и недостатки. На наш взгляд, военные суды должны быть сохранены, но требуют совершенствования в плане создания дополнительных гарантий обеспечения независимости судей. В системе общих судов существует также такая форма специализации, представленная деятельностью Судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь, как рассмотрение дела специализированным составом суда. С созданием специализированной патентной коллегии был решен ряд проблем, в том числе обеспечение права заинтересованных лиц на судебную защиту; улучшение качества рассмотрения дел об охране объектов промышленной собственности; соблюдение сроков разрешения дел данной категории. В последнее время рассматривается вопрос о расширении предметной подсудности патентных судов. К их компетенции предлагается отнести рассмотрение дел в отношении всех объектов интеллектуальной собственности [3]. Одним из проявлений принципа специализации является также введение в районных (городских) судах должности судьи по административным делам и исполнительному производству, компетенция которого в настоящее время включает рассмотрение дел об административных правонарушениях и вопросов исполнительного производства. В научной литературе достаточно остро обсуждается вопрос о создании административных судов и отнесении к их компетенции дел, вытекающих из административно-правовых отношений, указанных в главе 29 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь. На наш взгляд, судьи по административным делам и исполнительному производству могут стать прообразом таких судов. В силу специфики и важности административных правоотношений, большого количества дел подобного рода, потребности специалистов в области права государственного управления идея создания административного суда как органичного звена судебной системы является весьма актуальной и требует тщательного исследования [4]. В Республике Беларусь существует система хозяйственных судов. Вопрос об их отнесении к категории специализированных судов в юридической литературе является спорным. Законодательство Республики Беларусь, в частности ст.1 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», не относит хозяйственные суды к специализированным, а определяет их как самостоятельную форму защиты гражданских, административных и иных прав. Вместе с тем думается, что такое указание закона не изменяет объективную природу хозяйственных судов – они являются судами, имеющими особую компетенцию в отличие от общих судов. Наряду с существующими формами специализации гражданской юрисдикции в научной литературе высказываются предложения об организации в Республике Беларусь новых специализированных судов в рамках общих и хозяйственных судов. В частности, широкое распространение получила идея создания судов по делам несовершеннолетних. Традиционно в мировой практике эти суды рассматривались как суды уголовной юрисдикции, однако все чаще в различных государствах эти суды создаются как органы смешанной юрисдикции, рассматривающие не только уголовные дела в отношении несовершеннолетних, но и гражданско-правовые споры о посягательствах на имущественные и личные неимущественные права детей, вопросы их опеки и попечительства. Идея создания судов по делам несовершеннолетних комплексной юрисдикции представляется весьма прогрессивной, так как в силу возрастных особенностей несовершеннолетних процедура рассмотрения дел с их участием требует установления ряда специфических особенностей, в том числе включение в состав такого суда специалистов в области детской психологии и педагогики [5, с. 36]. На страницах журналов часто встречаются предложения о создании земельных судов, что обосновывается увеличением количества земельных споров; их ярко выраженной спецификой, что требует наличия у судьи специальной подготовки в области земельного законодательства; а также необходимостью отнесения земельных дел к ведению одного судебного органа (на сегодняшний день эти споры рассматриваются как общими, так и хозяйственными судами, что не способствует единообразию судебной практики). Вместе с тем, на наш взгляд, земельные споры составляют органичную часть компетенции как общих судов, так и хозяйственных, а единство судебной практики должно быть обеспечено за счет взаимодействия Высшего Хозяйственного Суда и Верховного Суда Республики Беларусь, в связи в чем в создании в нашей судебной системе земельных судов (и даже специализированных коллегий судей) нет особой необходимости. Актуальным на сегодняшний день является вопрос о создании в Республике Беларусь трудовых судов, поскольку ежегодно в общих судах рассматривается достаточно большое количество трудовых дел. Многие ученые-юристы выступают за то, что действующая сейчас система судов и процессуальные нормы судебной защиты в области трудовых правоотношений значительно отстают от требований оперативности, качественности рассмотрения трудовых споров. В отличие от обычных судов, трудовые суды должны иметь право проявлять большую инициативу в собирании и исследовании доказательств. Кроме того, следует учитывать, что в большинстве случаев активным участником трудовых споров являются профсоюзы [6, c. 53]. Данная точка зрения нами поддерживается. В отличие от ряда зарубежных государств (например, Германия, Франция, Великобритания) степень специализации сферы гражданской юрисдикции в Республике Беларусь на сегодняшний день следует признать незначительной. Вместе с тем, государство активно проводит политику по реализации принципа специализации судопроизводства. Однако данный вопрос является весьма сложным и требует тщательной разработки. Литература 1. Закон Республики Беларусь от 13 января 1995 г.«О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» № 3514-XII // НРПА 19.03.2001. № 2.С. 467. 2. Синюков В. Рассмотрение гражданских дел военными судами // Российская юстиция. 1998. № 5. С. 39–41. 3. Вышкевич В. От суда специализированного к суду универсальному // Белорусский рынок. 22–29 апреля 2002. 4. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь // НРПА 17.03.1999. № 18. С.2–13. 5. Мартинович И. И. Проблемы создания ювенальной юстиции в Республике Беларусь // Юстиция Беларуси. 2000. № 2. С. 36–39. 6. Костян И., Пискарев И., Шеломов Б. О специализации суда по трудовым делам и трудовом процессуальном кодексе // Хозяйство и право. 2003. № 8. С. 51–58. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|