Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Специализация гражданской юрисдикции





Специализация гражданской юрисдикции

Специализация гражданской юрисдикции в республике Беларусь

Е. А. Алексеева

Судебная власть в Республике Беларусь представлена несколькими судебными системами: системой общих, хозяйственных судов и консти­туционным судом. Идея специализации судов закреплена в ч. 5 ст. 1 За­кона Республики Беларусь от 13 января 1995 г. «О судоустройстве и ста­тусе судей в Республике Беларусь», в соответствии с которой в системе общих и хозяйственных судов допускается образование специализиро­ванных коллегий, а в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь, могут быть образованы специализированные суды по делам несовершеннолетних, семейные, административные, земельные, налого­вые и иные суды.[1]

На протяжении многих лет, еще до закрепления в законе указанной идеи, в рамках общих судов в Республике Беларусь функционируют спе­циализированные военные суды, в компетенцию которых входит рас­смотрение и гражданских дел. Никаких процессуальных особенностей производства в военных судах не предусмотрено, в своей деятельности они руководствуются Гражданским процессуальным кодексом. Специ­фика судопроизводства заключается лишь в том, что дело рассматрива­ется специализированным составом суда – судьей военного суда может быть только военнослужащий, имеющий военное звание офицерского состава.

Вопрос о необходимости рассмотрения гражданских дел военными судами неоднократно обсуждался в научной литературе, в результате че­го высказаны диаметрально противоположные мнения: с одной сторо­ны – об упразднении военных судов, с другой – об их сохранении в не­изменном виде.

Критики существующей системы наиболее часто обращают внима­ние на сложности, с которыми связана реализация принципа независимо­сти судей военных судов. Так как эти судьи находятся на действительной военной службе, на них распространяется действие военных уставов и приказов Министерства обороны Республики Беларусь, в связи с чем, не исключена возможность прямого или косвенного воздействия на них ко­мандования. Следует отменить также и тот факт, что материально-техническое обеспечение деятельности военных судов по действующему законодательству Министерством обороны Республики Беларусь.

Объявление:

Сторонники сохранения системы военных судов ссылаются на то, что необходимость существования этих органов в специфических армей­ских условиях очевидна. Кроме того, упразднение действующей системы намного увеличит нагрузку общих судов.[2, с. 39]

Безусловно, обе позиции имеют свои достоинства и недостатки. На наш взгляд, военные суды должны быть сохранены, но требуют совер­шенствования в плане создания дополнительных гарантий обеспечения независимости судей.

В системе общих судов существует также такая форма специализа­ции, представленная деятельностью Судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь, как рассмотрение дела специализированным составом суда. С созданием специализированной патентной коллегии был решен ряд проблем, в том числе обеспечение права заинтересованных лиц на судебную защиту; улучшение качества рассмотрения дел об охране объектов промышленной собственности; со­блюдение сроков разрешения дел данной категории. В последнее время рассматривается вопрос о расширении предметной подсудности патент­ных судов. К их компетенции предлагается отнести рассмотрение дел в отношении всех объектов интеллектуальной собственности [3].

Одним из проявлений принципа специализации является также вве­дение в районных (городских) судах должности судьи по административ­ным делам и исполнительному производству, компетенция которого в настоящее время включает рассмотрение дел об административных пра­вонарушениях и вопросов исполнительного производства. В научной ли­тературе достаточно остро обсуждается вопрос о создании администра­тивных судов и отнесении к их компетенции дел, вытекающих из адми­нистративно-правовых отношений, указанных в главе 29 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь. На наш взгляд, судьи по административным делам и исполнительному производству могут стать прообразом таких судов. В силу специфики и важности административ­ных правоотношений, большого количества дел подобного рода, потреб­ности специалистов в области права государственного управления идея создания административного суда как органичного звена судебной систе­мы является весьма актуальной и требует тщательного исследования [4].

В Республике Беларусь существует система хозяйственных судов. Вопрос об их отнесении к категории специализированных судов в юри­дической литературе является спорным. Законодательство Республики Беларусь, в частности ст.1 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», не относит хозяйственные суды к специализиро­ванным, а определяет их как самостоятельную форму защиты гражданских, административных и иных прав. Вместе с тем думается, что такое указание закона не изменяет объективную природу хозяйственных су­дов – они являются судами, имеющими особую компетенцию в отличие от общих судов.

Наряду с существующими формами специализации гражданской юрисдикции в научной литературе высказываются предложения об орга­низации в Республике Беларусь новых специализированных судов в рам­ках общих и хозяйственных судов. В частности, широкое распростране­ние получила идея создания судов по делам несовершеннолетних. Тра­диционно в мировой практике эти суды рассматривались как суды уго­ловной юрисдикции, однако все чаще в различных государствах эти суды создаются как органы смешанной юрисдикции, рассматривающие не только уголовные дела в отношении несовершеннолетних, но и граждан­ско-правовые споры о посягательствах на имущественные и личные не­имущественные права детей, вопросы их опеки и попечительства. Идея создания судов по делам несовершеннолетних комплексной юрисдикции представляется весьма прогрессивной, так как в силу возрастных осо­бенностей несовершеннолетних процедура рассмотрения дел с их уча­стием требует установления ряда специфических особенностей, в том числе включение в состав такого суда специалистов в области детской психологии и педагогики [5, с. 36].

На страницах журналов часто встречаются предложения о создании земельных судов, что обосновывается увеличением количества земель­ных споров; их ярко выраженной спецификой, что требует наличия у су­дьи специальной подготовки в области земельного законодательства; а также необходимостью отнесения земельных дел к ведению одного су­дебного органа (на сегодняшний день эти споры рассматриваются как общими, так и хозяйственными судами, что не способствует единообра­зию судебной практики). Вместе с тем, на наш взгляд, земельные споры составляют органичную часть компетенции как общих судов, так и хо­зяйственных, а единство судебной практики должно быть обеспечено за счет взаимодействия Высшего Хозяйственного Суда и Верховного Суда Республики Беларусь, в связи в чем в создании в нашей судебной систе­ме земельных судов (и даже специализированных коллегий судей) нет особой необходимости.

Актуальным на сегодняшний день является вопрос о создании в Рес­публике Беларусь трудовых судов, поскольку ежегодно в общих судах рассматривается достаточно большое количество трудовых дел. Многие ученые-юристы выступают за то, что действующая сейчас система судов и процессуальные нормы судебной защиты в области трудовых правоотношений значительно отстают от требований оперативности, качествен­ности рассмотрения трудовых споров. В отличие от обычных судов, тру­довые суды должны иметь право проявлять большую инициативу в со­бирании и исследовании доказательств. Кроме того, следует учитывать, что в большинстве случаев активным участником трудовых споров яв­ляются профсоюзы [6, c. 53]. Данная точка зрения нами поддерживается. В отличие от ряда зарубежных государств (например, Германия, Франция, Великобритания) степень специализации сферы гражданской юрисдикции в Республике Беларусь на сегодняшний день следует при­знать незначительной. Вместе с тем, государство активно проводит по­литику по реализации принципа специализации судопроизводства. Од­нако данный вопрос является весьма сложным и требует тщательной разработки.

Литература

1. Закон Республики Беларусь от 13 января 1995 г.«О судоустройстве и статусе су­дей в Республике Беларусь» № 3514-XII // НРПА 19.03.2001. № 2.С. 467.

2. Синюков В. Рассмотрение гражданских дел военными судами // Российская юсти­ция. 1998. № 5. С. 39–41.

3. Вышкевич В. От суда специализированного к суду универсальному // Белорусский рынок. 22–29 апреля 2002.

4. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь // НРПА 17.03.1999. № 18. С.2–13.

5. Мартинович И. И. Проблемы создания ювенальной юстиции в Республике Бела­русь // Юстиция Беларуси. 2000. № 2. С. 36–39.

6. Костян И., Пискарев И., Шеломов Б. О специализации суда по трудовым делам и трудовом процессуальном кодексе // Хозяйство и право. 2003. № 8. С. 51–58.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >