
Административная ответственность в предпринимательской деятельности |
Административная ответственность в области предпринимательской деятельностиС. Г. Василевич Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Сущность административного правонарушения заключается в виновном нарушении запретов активного или пассивного воздержания от нарушения которых обеспечивается угрозой административной ответственности или реальным применением мер ее воздействия в случае их нарушения. Административная ответственность не допускает аналогии – она наступает только в случаях, когда совершено деяние, запрещенное в норме права. Административные правонарушения, как и преступления, по своей природе относятся к нарушениям универсального характера. Административная ответственность, как и уголовная, выполняет общую охранительную функцию. Административная ответственность в отличие от уголовной может устанавливаться не только базовым законом (Кодексом об административных правонарушениях), но и другими актами законодательства. Система «криминализации» применительно к административной ответственности должна быть более гибкой и оперативной. Поэтому вряд ли приемлемой является позиция авторов проекта Кодекса об административных правонарушениях, что указанный Кодекс является единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории Республики Беларусь (ст. 1). Конечно, стремление к тому, чтобы большинство административных правонарушений предусматривалось Кодексом, вполне понятно, но вряд ли реализуемо по указанным выше причинам. Важно установить, что правила общей части Кодекса распространяются на всю область административной ответственности независимо от того, какими законодательными актами она была установлена. Это касается и установления единого процессуально-исполнительного производства по делам об административных правонарушениях. Об этом следует указать непосредственно в статье 1 Кодекса: «Положения общей части настоящего Кодекса применяются в отношении административных правонарушений и административной ответственности, предусмотренных иными законодательными актами, если иное не предусмотрено этими актами». Особенности (исключения из общих правил) могут касаться мер взыскания, процессуальных сроков рассмотрения административных дел, обжалования решений (постановлений) о наложении административных взысканий и их исполнения, порядка их исполнения. Административная ответственность распространяется на физических и юридических лиц. Законодательство и правоприменительная практика уже давно освоили институт административной ответственности юридических лиц, в том числе в сфере предпринимательской деятельности. В соответствии с общепризнанной доктриной лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Принцип виновной ответственности в равной мере действует в отношении как физических, так и юридических лиц. Одной из отличительных особенностей административной ответственности является то, что в большинстве случаев она применяется во внесудебном порядке. Обусловлено это особенностями административных правонарушений – их незначительной опасностью, распространенностью, необходимостью оперативного карательного воздействия на правонарушителя. Обеспечение оперативности в поддержании нормальных отношений в самых разных сферах правового регулирования – особенность административно-правового запрета. Эта особенность отразилась и на процессуальном порядке применения административной ответственности, системе органов и должностных лиц, ее применяющих. Одним из важнейших принципов административной ответственности является принцип справедливости. Именно с целью его обеспечения очень важно, чтобы само законодательство о предпринимательской деятельности было разумным, ясным, определенным, однозначно толкуемым, содействовало развитию личной (предпринимательской) инициативы в интересах, как самого предпринимателя, так и общества, государства в целом. Для правового государства, каким провозглашена Республика Беларусь, характерно не только соблюдение существующих законов, но и признание и обеспечение господства права. Мало оформить какие-либо решения законом, важно обеспечить справедливость и равенство всех перед законом. К сожалению, для законодательства о предпринимательской деятельности характерна нестабильность, противоречивость, нарушение пропорциональности (соразмерности) ответственности совершенному деянию, придание актам, возлагающим новые обязанности на предпринимателей, обратной силы. Характерно редкое установление сроков для адаптации к новому правовому регулированию. Прежде чем вести речь об административной ответственности, надо установить разумное правовое регулирование в сфере предпринимательской деятельности. Одна из основных статей КоАП – ст. 154 КоАП – предусматривает ответственность именно за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности. Поэтому важно, чтобы сами эти правила учитывали закономерность общественного развития, объективные законы развития экономики. Указанной статьей предусмотрена административная ответственность за занятие предпринимательской деятельностью без государственной регистрации, запрещенной деятельностью, без наличия лицензии, когда она требуется, и в других случаях. Однако органы, решающие вопрос об административной ответственности за указанные действия, должны руководствоваться правовыми принципами, которые сформулированы в Конституции, КоАП (например, о применении более мягкого закона) и других актах законодательства. Так, Декретом Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 14 июля 2003 г. № 17 (вступил в силу 21 июля 2003 г.) установлен новый перечень видов предпринимательской деятельности, подлежащих лицензированию. В этой связи на практике возникает вопрос о возможности привлечения к административной ответственности за занятие теми видом предпринимательской деятельности, которые ранее подлежали лицензированию, но Декретом был исключен из круга лицензируемых видов деятельности, а правонарушение было выявлено уже после вступления в силу Декрета. Полагаем, что в данном случае привлекать к ответственности по ст. 154 КоАП нельзя. И еще один аспект, на котором следует остановиться, – это вопрос о конфискации объектов административного правонарушения. Ранее уже акцентировалось внимание на незаконности тех судебных постановлений которыми производилась конфискация автотранспорта, не принадлежащего на личной собственности нарушителю. В последнее время судебная практика конфискации имущества в связи с совершением административного правонарушения более точно соответствует требованиям ст. 28 КоАП о возможности конфискации лишь тех предметов, которые находятся в личной собственности правонарушителя. Полагаю, что государственные органы должны стимулировать законопослушную деятельность субъектов хозяйствования. В этих целях следует устанавливать такие размеры налогов, которые не были бы чрезмерными, не заставляли предпринимателей ради развития собственного бизнеса идти на укрывательство доходов. На мой взгляд, следует отходить от разрешительного порядка занятия предпринимательской деятельностью к уведомительному. Ведь еще и сейчас гражданин, желающий открыть собственное дело, весьма зависим от чиновников, а это прямой путь к коррупции. Государство должно стремиться в случае изменения правил устанавливать достаточный срок для адаптации. Например, еще несколько недель тому назад мы могли наблюдать огромные очереди предпринимателей, желающих пройти перерегистрацию или получить новые лицензии. Отсутствие прогноза реализации принятого решения ведет к нарушению прав субъектов хозяйствования, а также к вынужденному нарушению правовых предписаний. Полагаем, что законодательство о предпринимательской деятельности и об ответственности за его нарушение должно быть оптимальным, учитывать особенности периода формирования рыночных отношений. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|