Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Посредники между гражданским обществом и государством





Посредники между гражданским обществом и государством

Неправительственные организации как посредники между гражданским обществом и государством.

М. Громадцов

Общественные организации осуществляют целый ряд функций:

• политическая социализация, гражданское становление личности;

• выявление общественного мнения и настроения различных социальных групп общества;

• социальный контроль за деятельностью различных структур власти;

• посредничество между государством и гражданами;

• реализация интересов конкретной личности и различных социальных групп в общественной жизни;

• партнерство в выработке конкретных решений цивилизованного разрешения конфликтов;

• развитие интернациональных связей на неправительственной, негосударственной основе.

Объявление:

Обращая внимание на аспект взаимодействия общественных объе­динений с органами государственной власти, представляется логичным, прежде всего, дифференцировать «третий сектор», классифицировать входящие в его состав НПО, подразделяя их на «классы» по признаку их «фокусных групп» (т.е. с учетом того, на какого рода проблемы нацелена их деятельность) и выявляя формы взаимодействия с государством, наи­более естественные и органичные для выделенных «классов».

Первым можно выделить класс тех НПО, чьи фокусные группы состав­ляют сами их члены. Это «НПО взаимопомощи», объединяющие людей по принципу общей беды или проблемы: организации инвалидов, ветеранов и т.д.; к этому же классу можно отнести и объединения людей по демографи­ческому, в т.ч. и по гендерному признаку. Для объединений «товарищей по несчастью», властные структуры являются, прежде всего, источником фи­нансовых и иных средств решения проблем членов этих организаций, и «НПО взаимопомощи» предстают перед властью чаще всего в роли проси­телей, как, например, объединения чернобыльцев, афганцев.

Ко второму классу можно отнести организации, нацеленные на ре­шение проблем, непосредственно не связанных с жизненными интереса­ми их членов. Здесь также можно выделить два подкласса: II-а) «НПО социальной направленности», или благотворительные, ориентированные на решение гуманитарно-социальных проблем; II-б) НПО экологической и «охранительной» (охрана памятников культуры и т.д.) направленности. Для НПО социальной направленности, взаимодействие с властными структурами – довольно существенная часть самого содержания их дея­тельности. При этом применительно к благотворительным организациям в ряде случаев можно говорить и о социальном партнерстве – сотрудни­честве с органами власти, когда выполнение ряда функций последних, например, по социальному обеспечению или патронажу, подобные объе­динения берут на себя. Таким образом, здесь уже наблюдается переход равноправному взаимодействию. Более того, по ряду направлений (оздо­ровление детей, помощь бедным и т.д.) социальные НПО достигли зна­чительных результатов. В странах Запада взаимодействие таких НПО с госструктурами чрезвычайно широко. Так в США благодаря НПО на решение социальных проблем государство выделяет лишь 25 % необхо­димых затрат. НПО «экологического» и «охранительного» профилей также заинтересованы в сотрудничестве с властями, однако проблемы защиты природы и культуры кажутся сегодня многим чиновникам суще­ственно менее острыми по сравнению с проблемами социальными, как правило, более явными и бросающимися в глаза. Поэтому, по сравнению с благотворительными организациями, готовность НПО экологического профиля на равных сотрудничать с властями не встречает столь выра­женного ответа. Таким образом, на данном направлении партнерство с конкретными чиновниками, безусловно, необходимо, однако в должной степени пока не развито.

К третьему классу можно отнести правозащитные организации, имея в виду также и «группы гражданского контроля», осуществляющие над­зор за деятельностью исполнительной власти. Их главная миссия – защи­та прав человека и контроль за деятельностью государственных структур Складывающиеся между соответствующими НПО и госструктурами от­ношения можно охарактеризовать как соперничество.

Четвертый класс состоит из «инфраструктурных» НПО, чья миссия – содействие деятельности других НПО в самом широком смысле. Сюда входят: организации, специализирующиеся на правовом обеспечении деятельности НПО; ассоциации, совмещающие исследовательскую и об­разовательную деятельность; центры поддержки НПО. К четвертому классу относятся и те НПО (их можно условно назвать организациями гражданских инициатив), которые ставят своей целью содействие ста­новлению гражданского общества в регионе или партнерским отношени­ям общества и власти. Сама миссия организаций, действующих в сфере правового обеспечения НПО, предполагает лоббирование нужных для развития НПО законов, нормативных актов на различных уровнях вла­сти, более того – она подразумевает участие в нормотворческом процес­се, что является одним из видов социального партнерства. Другое на­правление работы «инфраструктурных» НПО может быть охарактеризо­вано как медиаторская, посредническая деятельность: это – содействие установлению партнерских отношений между сообществом НПО и вла­стными структурами, будь то организация регулярных встреч лидеров НПО и представителей власти, инициирование и реализация образова­тельных программ по социальному партнерству с участием тех и других.

Вне этой классификации остались НПО- «клубного типа», вклю­чающие разнообразные группы самосовершенствования, клубы по инте­ресам и пр.

Таким образом, основная деятельность НПО сосредотачивается по трем направлениям:

• содействие разрешению разнообразных социальных проблем через возможности системы НГО;

• развитие правозащитного движения как на общенациональном, так и на местном, низовом уровне;

• создание «мозговых центров», способных как разрабатывать стратегию развития третьего сектора, обслуживать текущие потребности НПО, к примеру, в оперативной разработке ситуативных моделей наибо­лее эффективных действий.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >