Кодификация трудового законодательства |
Кодификация трудового законодательства в БССРВ. В. Гудель В конце XIX – начале XX века особо остро встал «рабочий вопрос», т.е. вопрос об экономическом и социальном положении рабочих. Консолидация рабочего класса и борьба между ним и буржуазией обусловили необходимость реформирования трудового законодательства (хотя сам термин «трудовое законодательство» еще не употреблялся, а более привычными названиями были «рабочее» или «фабричное» законодательство). Что касается кодифицированных актов трудового законодательства, то следует отметить, что Кодекс законов о труде РСФСР 1918 г. (далее – КЗоТ 1918 г.) был первым трудовым кодексом не только на территории РСФСР, но и во всем мире. В КЗоТ 1918 г. получили законодательное закрепление важнейшие завоевания рабочего класса. В частности, в нем устанавливался: 8-часовой рабочий день; 42-часовой еженедельный непрерывный отдых; освобождение женщин от работ в течение 8 недель до и 8 недель после родов с сохранением заработка и запрещение труда детей в возрасте до 16 лет. Однако, КЗоТ 1918 г. содержал и нормы о всеобщей трудовой повинности и запрещении свободного, по усмотрению нанявшегося, перехода из одного предприятия или учреждения в другое, которые не соответствовали интересам рабочих. Объявление: Но вскоре КЗоТ 1918 года претерпел значительные изменения и фактически в полном объеме не применялся. Трудовые отношения стали регулироваться правительственными декретами и постановлениями. Это было обусловлено внутренними и внешними причинами (иностранная военная интервенция, гражданская война, экономический кризис и другие). Более того, в 1920–1921 гг. действие Кодекса было даже временно приостановлено в связи с изданием Общего положения о тарифе, которое объединило трудовое законодательство данного периода. При вступлении в мирную жизнь возникла необходимость в пересмотре действовавшего трудового законодательства и приведении его в соответствие с новыми экономическими условиями. Возникла необходимость в новом кодифицированном акте трудового законодательства. Этим актом должен был стать Кодекс законов о труде РСФСР 1922 года (далее – КЗоТ 1922 г.). КЗоТ 1922 г. сделал большой шаг вперед в сфере правового регулирования труда. Он заменил принудительное привлечение к труду трудовым договором. Появилась возможность заключать коллективные трудовые договоры. Уравнительное распределение заработной платы и трудовая повинность устанавливались в исключительных случаях. Действие кодекса было распространено на территорию БССР, поскольку в 1922 г. территория БССР входила в состав РСФСР, а затем вошла в СССР. Следующий этап в кодификации трудового законодательства в БССР был связан с принятием Кодекса о труде Белорусской ССР (далее – КоТ), который был утвержден постановлением ЦИК и СНК БССР от 27 июля 1929 г. Несмотря на то, что КоТ формально был белорусской редакцией КЗоТа РСФСР 1922 г., но по количеству внесенных в него изменений и дополнений его можно фактически считать самостоятельным кодифицированным актом трудового законодательства. Если сравнивать КЗоТ 1922 г. с КоТ можно выделить следующие основные позиции, по которым они отличались: Во-первых, отличия в правовом регулировании отдельных аспектов трудовых отношений, они (отличия) хотя и не носили глобального характера, но все же имелись (отличия по срокам, по порядку, по размерам оплаты). Во-вторых, некоторые статьи КоТ были просто переформулированы в сравнении с КЗоТом 1922 г., не изменив при этом своего содержания. Например, если ст.97 КЗоТа предусматривала, что рабочее время может быть разбито на несколько частей с двумя перерывами в день, то ст.97 КоТа провозглашала, что рабочее время может быть разделено не больше, чем на три части. Несмотря на кажущееся различие регулирования в данных двух статьях, если присмотреться более внимательно, то становится, очевидно, что при помощи двух перерывов рабочий день можно разбить не более чем на три части. В-третьих, статьи КоТа были грамматически и стилистически уточнены в связи с развитием русского языка. Например, статья 124 КЗоТа 1922 г.: «ученики не должны быть отвлекаемы ни на какие не относящиеся к изучению их специальности работы». Данная норма в ст.124 КоТа звучала уже иначе: «ученикам не должна предоставляться работа, не относящаяся к изучаемой ими специальности». В-четвертых, иногда целый ряд статей КЗоТа 1922 г. в КоТе заменялись нормой отсылочного характера. В качестве примера можно привести Раздел 17 «Социальное страхование». Статья 179 (в ред.1930) КоТа носила отсылочный характер: «Порядок и нормы выдачи указанных в ст. 175 пособий регулируются специальным законом», в то время как КЗоТ 1922 г. содержал целый ряд статей, которые регулировали порядок и размеры пособий по социальному страхованию. В-пятых, КоТ по сравнению с КЗоТом 1922 г. был дополнен положениями, которые были введены позднейшим трудовым законодательством. Это можно проследить на примере ст.176 КЗоТа и ст.175 КоТа, которые содержали случаи выплаты пособий из средств социального страхования. В-шестых, если сравнивать КоТ и КЗоТ 1922 г. по юридической технике, то следует отметить, что в отличие от КЗоТа 1922 г., КоТ не содержал примечаний к статьям: они либо вошли в эти статьи как составные части, либо были отдельными статьями. Например, примечание 1 к ст.57 КЗоТа 1922 г. в котором определены нормальные условия работы, вошло составной частью в ст.56 КоТа. В-седьмых, можно отметить и различие в терминологии двух кодексов. Например, замена термина «нанявшийся» в КЗоТе 1922 г. на термин «рабочий или служащий» в КоТе. Одним из недостатков трудового законодательства в СССР являлось отсутствие четкого разграничения общесоюзной и республиканской компетенции в области регулирования трудовых отношений. Попыткой исправления данного недостатка было принятие Верховным Советом СССР 15 июля 1970 г Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде (далее – Основы). Вскоре были приняты кодексы законов о труде в отдельных республиках. Они повторили и дополнили Основы, как путем уточнения общих правил, так и включением новых. В БССР новый Кодекс законов о труде был принят 23 июня 1972 г. и введен в действие с 1 октября 1972 г. Несмотря на то, что Основы являлись главным общесоюзным законом о труде, они не исключали законодательства о труде союзных республик. Базовыми республиканскими актами трудового законодательства были кодексы законов о труде, в которых республиканский законодатель мог в пределах прав предоставленных ему отразить национальные и исторические особенности конкретной республики. Представляется, что данный положительный опыт советской истории можно будет использовать как при интеграции в рамках СНГ, так и в общеевропейских интеграционных процессах. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|