Осуществление судебного конституционного контроля |
Правовые основы осуществления судебного конституционного контроля в республике БеларусьА. С. Коханская Конституционный контроль – осуществляемая государственными органами деятельность, направленная на обеспечение соответствия конституции государства законов и иных нормативных правовых актов [5, с. 309]. Контроль за конституционностью нормативных правовых актов в государстве возложен на Конституционный Суд Республики Беларусь 1, ч. 1ст. 116]. Он является специализированным, судебным, централизованным, последующим, абстрактным, факультативным, решающим (по крайней мере, это касается решений по существу), по содержанию как формальным, так и материальным. Конституционный Суд, будучи важным элементом политической системы, служит обеспечению политической стабильности, развитию политических процессов в установленных Конституцией рамках. При этом, однако, политическая функция Суда может и должна осуществляться только в форме судебного разбирательства. Именно в этом случае позиция Суда в качестве арбитра, посредника или миротворца имеет правовое значение и влечет юридические последствия, обязательные для сторон конституционного спора [6, с. 126]. В этом смысле в Федеральном Конституционном Законе о Конституционном Суде Российской Федерации изложена верная позиция о том, что Конституционный Суд является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства [3, с. 1]. Конституционный Суд вносит коррективы в правовую систему, признавая нормативный правовой акт не соответствующим Конституции, таким образом, расширяя или ограничивая пределы конституционно-властных отношений. Данное воздействие является незаменимым способом выстраивания в иерархическую зависимость всех источников права, прежде всего, нормативных правовых актов, что является реализацией одного из ключевых требований принципа конституционной законности [4, с. 108]. Кроме основного субъекта правоотношений по осуществлению судебного конституционного контроля (Конституционного Суда) можно выделять дополнительных субъектов данных правоотношений – лиц, наделенных правом инициировать возбуждение конституционного судебного процесса. Для проверки конституционности нормативных правовых актов органов республиканского уровня и вынесения заключения необходимо, чтобы в Конституционный Суд обратились указанные в Конституции лица [1, ч. 4 с. 116]. Кроме того, решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан и носящие нормативный характер, могут быть обжалованы в Конституционный Суд [1, ч. 4 с. 122]. Объявление: Основным объектом судебного конституционного контроля следует считать соответствие нормативных правовых актов, принимаемых уполномоченными органами, положениям и принципам Конституции Республики Беларусь. Дополнительным объектом судебного конституционного контроля является соответствие Конституции Республики Беларусь определенных действий палат Парламента. В качестве дополнительного объекта судебного конституционного контроля необходимо выделять и соответствие Конституции пробелов в нормативном регулировании общественных отношений. Предметом судебного конституционного контроля, то есть частью материальной действительности, непосредственно по поводу которой складываются правоотношения в области осуществления судебного конституционного контроля, являются нормативные правовые акты, подлежащие рассмотрению на предмет соответствия их Конституции. Конституционный Суд Республики Беларусь осуществляет следующие основные полномочия, соответствующие его природе: • рассмотрение нормативных правовых актов на предмет соответствия их Конституции (абстрактный конституционный контроль) и объявление данных актов не имеющими юридической силы; • рассмотрение вопросов конституционности нормативных правоых актов по инициативе отдельных граждан, выраженной посредством конституционной жалобы, в связи с нарушением их конституционных прав (конкретный конституционный контроль); • казуальное последующее разрешение споров о компетенции между высшими органами государства; • казуальное толкование положений Конституции; • последующее рассмотрение международных договоров и соглашений на предмет соответствия их Конституции; • принятие решений, обязывающих законодателя или высшие судебные органы устранить нарушения конституции либо издать акты, обеспечивающие реализацию конституционных прав и свобод; • рассмотрение по предложению Президента вопроса о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции. Полномочия Конституционного Суда реализуются посредством принятия им своих решений. Решением Конституционного Суда является любой акт, принимаемый в его заседании [2, ч. 1 с. 36]. Решения Конституционного Суда можно подразделить на решения по существу, отражающие различные формы осуществления судебного конституционного контроля, и решения, принимаемые по организационно-техническим вопросам. На основании норм действующего законодательства решения Конституционного Суда по существу подразделяются на три вида: 1. Заключения Конституционного Суда, такие как: заключения о соответствии нормативных правовых актов Конституции; заключения о пересмотре ранее вынесенных заключений; заключения о толковании ранее вынесенных заключений; заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь. Заключения занимают центральное место среди актов Конституционного Суда. Конституционный Суд принимает решения в виде заключений в случаях, прямо предусмотренных законом [2, с. 5]. Что касается пересмотра и толкования актов Конституционного Суда, то ревизионный или интерпретационный акты должны обладать такой же юридической силой, что и акты, подлежащие пересмотру или толкованию. 2. Послания Конституционного Суда о состоянии конституционной законности. Конституционный Суд ежегодно направляет Президенту Республики Беларусь и палатам Парламента Республики Беларусь послание о состоянии конституционной законности в республике, основываясь на изученных и рассмотренных материалах [2, ч. 4 с. 36]. 3. Решения Конституционного Суда, такие как: решения, разъясняющие определенные юридически значимые вопросы и излагающие правовые позиции Конституционного Суда; решения, содержащие предложения государственным органам о внесении изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты, о принятии новых актов; решения о пересмотре ранее вынесенных решений; решения о толковании ранее вынесенных решений. Правовые позиции представляют собой систему выводов и аргументов, выявленных в ходе рассмотрения им конкретных дел и имеющих как общий характер (то есть необходимых для рассмотрения последующих дел), так и обязательный (то есть обладающих той же юридической силой, что и решения Конституционного Суда). Правовые позиции Конституционного Суда являются основой для корректировки законодательства, изменения практики его применения. Особое значение имеют юридические последствия: решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами или должностными лицами. Юридическая сила решения о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. В зависимости от действия юридических последствий во времени решения Конституционного Суда можно подразделить на действующие ex nunc, то есть решение о несоответствии нормативных правовых актов Конституции распространяется только на будущие правоотношения, в то время как прежние правовые последствия остаются в силе, и действующие ex tunc, то есть решение имеет обратную силу и нормативный правовой акт, признанный несоответствующим Конституции, считается недействительным со времени вступления его в законную силу (таким образом, правоотношения, сложившиеся на основании такого акта, подлежат пересмотру). Литература 1. Конституция Республики Беларусь (с изм. и доп.) / Принята на респ. референдуме 24 ноября 1996. Мн. Беларусь/ 1997. 92 с. 2. Закон Республики Беларусь о Конституционном Суде Республики Беларусь от 30 марта 1994. № 2914–XII (в ред. Законов Республики Беларусь от 03.03.1995 № 3634–XII, от 06.02.1997 № 1–З, от 07.07.1997 № 51–З, от 16.06.2000 № 401–З, от 04.01.2003 № 183–З). 3. Федеральный Конституционный Закон о Конституционном Суде Российской Федерации от 21 июля 1994 г. (в ред. ФКЗ от 08.02.2001 №1–ФКЗ, от15.12.2001 №4–ФКЗ). 4. Василевич Г.А. Усиление конституционного контроля – важнейший фактор построения правового государства // Государственно-правовое строительство в Республике Беларусь в контексте европейских правовых процессов: Материалы меж-дунар. науч. конф. В 2 ч. Ч. 1. Гродно, 2004. С. 105–108. 5. Конституционное право: Энциклопедический словарь / Под ред. С.А. Авакьяна. М.: Норма-Инфра М. 2001. 678 с. 6. Кряжков В.А. Органы конституционного контроля субъектов Российской Федерации: проблемы организации и деятельности // Государство и право. 1995. N 9. С. 126. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|