Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Модели инвестиционной политики





Модели инвестиционной политики

Модели инвестиционной политики

Д. С. Кравченко

В современных условиях набор работающих механизмов государст­венного регулирования инвестиций, достаточно ограничен. Поэтому не­обходимо знать какие институты, и в каких конкретных обстоятельствах будут работать, а какие окажутся неэффективными. В подобной ситуа­ции ценным оказывается исторический опыт государственной политики регулирования инвестиций, который указывает на существование моде­лей, объединяющих несколько механизмов. Согласно одной из точек зрения можно выделить три модели инвестиционной политики, которые избирают основным принципом тот или иной аспект стимулирования инвестиций [1, c. 219].

В первой модели акцент делается главным образом на налоговых стимулах для частных инвестиций. Во втором варианте акцент делается на государственном финансировании частных проектов. В третьей моде­ли основным становится преодоление, недостатков координации и соз­дание механизмов для согласования решений частных инвесторов; госу­дарство только создает необходимую инфраструктуру и поощряет вло­жения в человеческий капитал.

Условно назовем первую модель «американской», вторую – «япон­ской» и третью – «тайваньской». Приводимая классификация представля­ет собой попытку систематизировать опыт стран с рыночной экономикой. Важно то, что все эти модели оказались достаточно успешными, поэтому рассмотрение условий их реализации необходимо для выработки адекват­ной стратегии инвестиционной политики в переходных экономиках.

В рамках американской модели ключевая роль в государственной инвестиционной политике отводится налоговым инструментам. Кроме этого, осуществляется последовательная либеральная макроэкономиче­ская политика, направленная на стабилизацию, которая достигается с помощью рыночных инструментов цен и процентных ставок. Банкам в рамках этой системы отводится подчиненная роль. Ключевым механиз­мом контроля за эффективностью распределения инвестиционных ресур­сов оказывается фондовая биржа. Государство осуществляет координа­ционную деятельность путем сбора, анализа и распространения качест­венной экономической информации о состоянии и прогнозе развития экономики. Оно также осуществляет и инвестиции в инфраструктуру по мере необходимости, но эти инвестиции лишь в исключительных случа­ях становятся элементами общеэкономической стратегии («новый курс» Рузвельта). При наличии необходимых предпосылок модель обеспечивает эффективное распределение инвестиционных ресурсов. Недостатком модели можно считать отсутствие специальных стимулов к сбережению и невозможность резкого увеличения накопления.

Объявление:

Японская модель строится на активном партнерстве между государ­ством и частными инвесторами. Государство использует контроль над банковской сферой и самостоятельно мобилизует сбережения населения, предоставляя эти средства на льготных условиях корпорациям в обмен на сотрудничество и неукоснительное соблюдение принятых на себя обязательств. Инвестиции в инфраструктуру прямо координируются с нуждами конкретных частных фирм. Роль координатора берут на себя организуемые государством консультативные советы. Необходимым ус­ловием реализации модели является сильный частный сектор и сильное государство с эффективным аппаратом. Преимуществом модели являет­ся возможность мобилизации существенных средств на эффективные инвестиции. Недостатком становится политизация процесса планирова­ния инвестиций и возможное нежелательное изменение ключевых де­нежно-кредитных параметров, а так же коррупция.

Наконец тайваньская модель сочетает ряд инструментов японской и американской модели. Однако главным является создание государством частных механизмов координации инвестиционных решений. Модель опирается на то, что частные фирмы, работающие на экспорт, наилуч­шим образом знают рынок и потенциал инвестиционных проектов. Во­круг этих фирм образуется сеть поставщиков, которые естественным об­разом координируют свои планы с «головной» компанией. Задача госу­дарства – активно поддерживать эти группы, а также через финансиро­вание проектно-конструкторских бюро, агентств по техническому об­служиванию и научных лабораторий обеспечивать равный доступ всех участников сети к новейшим технологиям и их равноправное участие в разработке нового продукта и инвестиционных планов. Ключевым зве­ном и залогом успеха является, таким образом, экспортный «тест». Ус­пешное его прохождение открывает доступ к льготным кредитам.

Таким образом, ключевым фактором для реализации эффективных моделей инвестиционной политики является создание целого ряда ин­ститутов, необходимых для формирования благоприятного инвестици­онного климата. Одновременно, любая успешно действующая модель опирается на фундамент рыночной системы и наиболее полным образом использует сильные стороны национальной экономики.

Литература

1. Албегова И. М., Емцов Р. Г., Холопов А.В. Государственная экономическая поли­тика / М. Дело и Сервис. 1998.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >