Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Правонарушения влекущие конфискацию имущества





Правонарушения влекущие конфискацию имущества

Особенности подведомственности дел об экономических правонарушениях, влекущих конфискацию имущества

Л. Н. Лисица

В Республике Беларусь сложилась система государственных орга­нов, наделенных правом разрешать дела об экономических правонару­шениях, совершенных субъектами предпринимательской деятельности. К ним, в частности, относятся хозяйственные суды Республики Беларусь, Комитет государственного контроля и его территориальные органы, Ми­нистерство по налогам и сборам Республики Беларусь и его территори­альные органы и т.д. Одной из таких категорий дел являются дела об экономических правонарушениях, влекущих конфискацию имущества. Указ Президента Республики Беларусь №288 от 06.06.2002г. «О порядке рассмотрения хозяйственными судами дел об экономических правона­рушениях, влекущих конфискацию имущества» (далее – Указ №288) ус­танавливает исключительную подведомственность данной категории дел хозяйственным судам Республики Беларусь.

Общие правила подведомственности дел об экономических правона­рушениях, влекущих конфискацию имущества, закреплены в Хозяйствен­ном процессуальном кодексе Республики Беларусь (далее – ХПК) [3] и Указе №288. Вместе с тем, при определении подведомственности таких дел возникают вопросы как теоретического, так и практического характера.

В теории гражданского процессуального права выделяется класси­фикация подведомственности в зависимости от характера дел. [4, с. 4] Применительно к видам хозяйственного судопроизводства можно выде­лить подведомственность дел искового производства, дел приказного производства, дел об экономической несостоятельности (банкротстве) и т.д. С принятием Указа №288 можно выделить подведомственность дел об экономических правонарушениях, влекущих конфискацию имущест­ва. Несмотря на то, что указанные дела отнесены ХПК лишь к отдельной категории дел, обладающих процессуальными особенностями их рас­смотрения, Указ №288 фактически установил новый вид судопроизвод­ства в хозяйственном процессе. Так, дела об экономических правонару­шениях, влекущих конфискацию имущества, имеют собственную мате­риально-правовую природу, характеризуются самостоятельными средст­вами и способами защиты прав и интересов, а также процессуальными особенностями их рассмотрения и разрешения.

Исходя из ХПК и Указа №288, можно выделить следующие крите­рии подведомственности дел об экономических правонарушениях, вле­кущих конфискацию имущества:

Объявление:

1. Общие критерии:

• наличие спора о праве;

• субъектный состав спорящих сторон;

• хозяйственный (экономический) характер спорного правоотношения;

2. Специальный критерий:

• совершение экономического правонарушения, влекущего по законодательству конфискацию имущества или выручки.

Более подробно остановимся на специальном критерии.

Экономические правонарушения, влекущие конфискацию имущест­ва, являются одним из видов экономических правонарушений. Право применения санкций за экономические правонарушения, совершенные субъектами предпринимательской деятельности, принадлежит в основ­ном административным органам. Хозяйственные суды осуществляют контроль за законностью реализации санкций административными орга­нами путем рассмотрения в исковом производстве дел о признании актов государственных органов недействительными. Вместе с тем, ряд законо­дательных актов Республики Беларусь выделяют особую группу эконо­мических правонарушений, санкция за совершение которых может быть применена исключительно хозяйственными судами. Главным признаком таких правонарушений является установленная законодательством воз­можность конфискации имущества.

При анализе специального критерия подведомственности для целей определения возможности рассмотрения хозяйственным судом дела об экономическом правонарушении необходимо выяснить, должна ли в этом случае конфискация имущества быть единственной санкцией, уста­новленной законодательным актом за совершение данного правонаруше­ния либо такая санкция может быть одной из альтернативных?

Декрет Президента Республики Беларусь №24 от 28.11.2003г. «О по­лучении и использовании иностранной безвозмездной помощи» преду­сматривает, что к получателям-организациям, использовавшим ино­странную безвозмездную помощь (полностью или частично) не по целе­вому назначению, применяется штраф в размере до 100 % стоимости по­лученной иностранной безвозмездной помощи или конфискация полу­ченных товаров (имущества) [1]. Законодательством Республики Бела­русь к подведомственности хозяйственных судов не относятся дела об экономических правонарушениях, влекущих применение ответственно­сти в виде штрафа. Таким образом, складывается ситуация, когда в зави­симости от усмотрения административного органа дело может быть раз­решено им самим (с наложением штрафа) или хозяйственным судом – в случае направления таким органом заявления о конфискации в суд. Передача дела на рассмотрение хозяйственного суда в данном случае может полностью зависеть от усмотрения административного органа (его должностного лица). Не будет ли этим сведен «на нет» положительный правовой и экономических эффект установления судебного порядка рас­смотрения дел об экономических правонарушениях, влекущих конфи­скацию имущества. Ведь в действительности нет разницы между штра­фом в 100 % стоимости имущества и конфискацией этого же имущества. Однако разница между уровнем защищенности прав и интересов субъек­та предпринимательской деятельности в первом и во втором случае су­щественна. Представляется, что, исходя из задач хозяйственного судо­производства, следовало бы:

• либо, закрепить в ХПК норму о том, что экономические правонару­шения, предусматривающие в качестве альтернативной санкции конфиска­цию имущества, рассматриваются хозяйственными судами по правилам, предусмотренным ХПК и иными законодательными актами. В этом случае суд будет решать, есть ли в действиях субъекта предпринимательской деятельности состав экономического правонарушения или его нет. Установив же состав экономического правонарушения, суд, исходя из степени общественной опасности деяния, будет применять ответственность в виде конфискации имущества либо штрафа в таком-то размере;

• либо, внести изменения в соответствующие законодательные акты, исключив, исходя из степени общественной опасности деяния, одну из санкций: конфискацию имущества либо штраф. В этом случае вопрос о подведомственности будет решаться строго в соответствии с законодательством, т.е. с меньшей степенью усмотрения и возможного злоупотребления со стороны должностных лиц соответствующих госу­дарственных органов.

Литература

1. Декрет Президента Республики Беларусь №24 от 28.11.2003г. «О получении и ис­пользовании иностранной безвозмездной помощи» // Национальный реестр пра­вовых актов Республики Беларусь. 2003. №135. ст.1/5134

2. Указ Президента Республики Беларусь №288 от 06.06.2002 г. «О порядке рас­смотрения хозяйственными судами дел об экономических правонарушениях, вле­кущих конфискацию имущества» // Национальный реестр правовых актов Рес­публики Беларусь. 2002. №66. ст. 1/3742

3. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь. Мн. Ураджай. 2001. 249 с.

4. Яковлева Г.В. Подведомственность гражданских дел судам // Промышленно-торговое право. 1999. №7. С. 3–28


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >