Правонарушения влекущие конфискацию имущества |
Особенности подведомственности дел об экономических правонарушениях, влекущих конфискацию имуществаЛ. Н. Лисица В Республике Беларусь сложилась система государственных органов, наделенных правом разрешать дела об экономических правонарушениях, совершенных субъектами предпринимательской деятельности. К ним, в частности, относятся хозяйственные суды Республики Беларусь, Комитет государственного контроля и его территориальные органы, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и его территориальные органы и т.д. Одной из таких категорий дел являются дела об экономических правонарушениях, влекущих конфискацию имущества. Указ Президента Республики Беларусь №288 от 06.06.2002г. «О порядке рассмотрения хозяйственными судами дел об экономических правонарушениях, влекущих конфискацию имущества» (далее – Указ №288) устанавливает исключительную подведомственность данной категории дел хозяйственным судам Республики Беларусь. Общие правила подведомственности дел об экономических правонарушениях, влекущих конфискацию имущества, закреплены в Хозяйственном процессуальном кодексе Республики Беларусь (далее – ХПК) [3] и Указе №288. Вместе с тем, при определении подведомственности таких дел возникают вопросы как теоретического, так и практического характера. В теории гражданского процессуального права выделяется классификация подведомственности в зависимости от характера дел. [4, с. 4] Применительно к видам хозяйственного судопроизводства можно выделить подведомственность дел искового производства, дел приказного производства, дел об экономической несостоятельности (банкротстве) и т.д. С принятием Указа №288 можно выделить подведомственность дел об экономических правонарушениях, влекущих конфискацию имущества. Несмотря на то, что указанные дела отнесены ХПК лишь к отдельной категории дел, обладающих процессуальными особенностями их рассмотрения, Указ №288 фактически установил новый вид судопроизводства в хозяйственном процессе. Так, дела об экономических правонарушениях, влекущих конфискацию имущества, имеют собственную материально-правовую природу, характеризуются самостоятельными средствами и способами защиты прав и интересов, а также процессуальными особенностями их рассмотрения и разрешения. Исходя из ХПК и Указа №288, можно выделить следующие критерии подведомственности дел об экономических правонарушениях, влекущих конфискацию имущества: Объявление: 1. Общие критерии: • наличие спора о праве; • субъектный состав спорящих сторон; • хозяйственный (экономический) характер спорного правоотношения; 2. Специальный критерий: • совершение экономического правонарушения, влекущего по законодательству конфискацию имущества или выручки. Более подробно остановимся на специальном критерии. Экономические правонарушения, влекущие конфискацию имущества, являются одним из видов экономических правонарушений. Право применения санкций за экономические правонарушения, совершенные субъектами предпринимательской деятельности, принадлежит в основном административным органам. Хозяйственные суды осуществляют контроль за законностью реализации санкций административными органами путем рассмотрения в исковом производстве дел о признании актов государственных органов недействительными. Вместе с тем, ряд законодательных актов Республики Беларусь выделяют особую группу экономических правонарушений, санкция за совершение которых может быть применена исключительно хозяйственными судами. Главным признаком таких правонарушений является установленная законодательством возможность конфискации имущества. При анализе специального критерия подведомственности для целей определения возможности рассмотрения хозяйственным судом дела об экономическом правонарушении необходимо выяснить, должна ли в этом случае конфискация имущества быть единственной санкцией, установленной законодательным актом за совершение данного правонарушения либо такая санкция может быть одной из альтернативных? Декрет Президента Республики Беларусь №24 от 28.11.2003г. «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи» предусматривает, что к получателям-организациям, использовавшим иностранную безвозмездную помощь (полностью или частично) не по целевому назначению, применяется штраф в размере до 100 % стоимости полученной иностранной безвозмездной помощи или конфискация полученных товаров (имущества) [1]. Законодательством Республики Беларусь к подведомственности хозяйственных судов не относятся дела об экономических правонарушениях, влекущих применение ответственности в виде штрафа. Таким образом, складывается ситуация, когда в зависимости от усмотрения административного органа дело может быть разрешено им самим (с наложением штрафа) или хозяйственным судом – в случае направления таким органом заявления о конфискации в суд. Передача дела на рассмотрение хозяйственного суда в данном случае может полностью зависеть от усмотрения административного органа (его должностного лица). Не будет ли этим сведен «на нет» положительный правовой и экономических эффект установления судебного порядка рассмотрения дел об экономических правонарушениях, влекущих конфискацию имущества. Ведь в действительности нет разницы между штрафом в 100 % стоимости имущества и конфискацией этого же имущества. Однако разница между уровнем защищенности прав и интересов субъекта предпринимательской деятельности в первом и во втором случае существенна. Представляется, что, исходя из задач хозяйственного судопроизводства, следовало бы: • либо, закрепить в ХПК норму о том, что экономические правонарушения, предусматривающие в качестве альтернативной санкции конфискацию имущества, рассматриваются хозяйственными судами по правилам, предусмотренным ХПК и иными законодательными актами. В этом случае суд будет решать, есть ли в действиях субъекта предпринимательской деятельности состав экономического правонарушения или его нет. Установив же состав экономического правонарушения, суд, исходя из степени общественной опасности деяния, будет применять ответственность в виде конфискации имущества либо штрафа в таком-то размере; • либо, внести изменения в соответствующие законодательные акты, исключив, исходя из степени общественной опасности деяния, одну из санкций: конфискацию имущества либо штраф. В этом случае вопрос о подведомственности будет решаться строго в соответствии с законодательством, т.е. с меньшей степенью усмотрения и возможного злоупотребления со стороны должностных лиц соответствующих государственных органов. Литература 1. Декрет Президента Республики Беларусь №24 от 28.11.2003г. «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. №135. ст.1/5134 2. Указ Президента Республики Беларусь №288 от 06.06.2002 г. «О порядке рассмотрения хозяйственными судами дел об экономических правонарушениях, влекущих конфискацию имущества» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. №66. ст. 1/3742 3. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь. Мн. Ураджай. 2001. 249 с. 4. Яковлева Г.В. Подведомственность гражданских дел судам // Промышленно-торговое право. 1999. №7. С. 3–28 |
< Предыдущая | Следующая > |
---|