
Мониторинг окружающей среды |
Правовое регулирование мониторинга окружающей средыД. С. Морозова Состояние природной среды является одним из важнейших факторов, определяющих жизнедеятельность человеческого общества. Вопросы охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов рассматриваются в числе приоритетных направлений государственной политики Республики Беларусь, которые во многом определяют особенности устойчивого развития страны. Оптимальное управление природоохранной деятельностью может быть обеспечено только при наличии полной, достоверной и своевременной информации о состоянии и тенденциях изменения природной среды в целом или отдельных ее объектов, например, атмосферного воздуха, поверхностных вод, почвы и т.д. Такой системой, обеспечивающей все уровни управления необходимой экологической информацией для определения стратегии природопользования и принятия оперативных управленческих решений, является мониторинг окружающей среды. Само понятие «мониторинг окружающей среды» сформулировано в статье 1 закона «Об охране окружающей среды» и в статье 1 закона «О гидрометеорологической деятельности». Анализ этих 2-х определений одного и того же понятия показывает, что на сегодняшний день отсутствует четкая трактовка понятия «мониторинг окружающей среды». На мой взгляд, наиболее полное определение содержится в Законе «О гидрометеорологической деятельности», т.к., помимо наблюдения за состоянием окружающей среды и прогноза, предусматривается обеспечение заинтересованных организаций и населения информацией о состоянии окружающей среды. Итак, под мониторингом окружающей среды понимается система наблюдений за состоянием окружающей среды и техногенным воздействием на нее с целью своевременной оценки возможных изменений физических, химических и биологических процессов в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций, принятия мер по ликвидации вредных последствий, обеспечения заинтересованных организаций и населения информацией о состоянии окружающей среды и техногенном воздействии на нее. В 1993 году Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О создании национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь (НСМОС)» была создана Национальная система мониторинга окружающей среды (НСМОС), которая должна в масштабах республики обеспечивать наблюдение за состоянием окружающей среды и факторами, на нее воздействующими, оценку фактического состояния природы и прогноз предполагаемых изменений, а также обеспечение всех уровней управления необходимой экологической информацией. До принятия этого нормативного акта на законодательном уровне существовал лишь мониторинг земель, который регулировался Постановлением Совета Министров РБ от 31 декабря 1991 г. N 508 «О порядке ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель». На сегодняшний день национальная система мониторинга окружающей среды представляет собой совокупность систем наблюдений, оценок и прогноза состояния природных сред и явлений, а также биологических откликов на изменения окружающей среды под влиянием естественных и техногенных факторов с организацией сбора, обработки и представления мониторинговой информации органам управления и хозяйствования для решения общегосударственных задач рационального природопользования и регулируется Положением о Национальной системе мониторинга окружающей среды. НСМОС включает в себя одиннадцать организационно-самостоятельных видов мониторинга. В основу классификации видов мониторинга окружающей среды положено деление окружающей среды на природные компоненты, представляющие собой элементы природной среды, такие, как земля, недра, воды, растительный и животный мир, атмосфера, включая озоновый слой, природные явления, такие, как сейсмический мониторинг. В рамках Национальной системы мониторинга также осуществляется наблюдение изменений окружающей среды не только под воздействием природных факторов, но и антропогенных, таких, как радиационный и локальный мониторинг. Каждому из перечисленных видов мониторинга присуща своя система управления, во главе которой стоит государственный орган, осуществляющий координацию деятельности головных учреждений и институтов, осуществляющих сбор, анализ, оценку информации о состоянии природного компонента, как объекта мониторинга. Деятельность по организации Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Общее управление НСМОС и координация работ по Программе НСМОС осуществляет Межведомственный координационный Совет, созданный при Минприроды. Каждый из видов мониторинга НСМОС должен быть представлен соответствующим законодательным актом, устанавливающим такой вид мониторинга, и подзаконным актом, регламентирующим процедуру его проведения. Ранее такая структура имела место лишь в отношении мониторинга земель и лесов. Например, статья 141 Кодекса Республики Беларусь о земле содержит определение мониторинга земель, а Постановление Совета министров от 31.12.1991 года «О порядке ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель», определяет этот порядок. Однако, в связи с принятием в феврале и апреле этого года Положений о порядке проведения в составе НСМОС мониторинга поверхностных вод, подземных вод, атмосферного воздуха, локального мониторинга окружающей среды и использования данных этих мониторингов, а также принятие Положения о порядке проведения в составе НСМОС в РБ мониторинга озонового слоя и использования его данных, Положений о порядке проведения в составе НСМОС в РБ мониторинга растительного мира, геофизического мониторинга и использования его данных, ситуация изменилась. На сегодняшний день, в правовом регулировании на уровне подзаконного акта нуждается мониторинг животного мира. Этот вид мониторинга упоминается лишь в статье 15 Закона «Об охране и использовании животного мира». Кроме того, в Положении о порядке проведения в составе НСМОС геофизического мониторинга от 14 апреля 2004 года отсутствует понятие «геофизический мониторинг» указываются лишь цели его осуществления. Одной из задач мониторинга окружающей среды является получение мониторинговой информации и ее предоставление для эффективного использования. Такая информация представляет собой упорядоченную, постоянно пополняемую совокупность сведений о состоянии окружающей среды и воздействия на нее антропогенных факторов. Информация Национальной системы мониторинга окружающей среды является официальной, открытой и представляет собой государственную собственность. Из информационно-аналитических центров отдельных видов мониторинга информация поступает в главный информационно-аналитический центр и банк данных НСМОС Белорусского научно-исследовательского центра «Экология» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Далее информационные ресурсы субъектов НСМОС объединяются в единую информационную систему. Совет Министров утвердил перечень информационных ресурсов, имеющих государственное значение от 29 мая 2001 года № 784, однако ин формация, получаемая в процессе мониторинга окружающей среды, не включена в этот перечень. Представляется необходимым придать такой информации статус информации, имеющей государственное значение. В заключении можно сказать, что за последнее время были предприняты значительные шаги в области законодательного регулирования отдельных видов мониторинга окружающей среды. Тем не менее, ряд вопросов все еще остается открытым. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|