Регулирование деятельности религиозных организаций |
Правовое регулирование деятельности религиозных организацийЮ. А. Мурыгина Большую роль в развитии белорусского общества играет религиозный фактор. Обращение к религии и ее институтам, поиск новых мировоззренческих основ, характерно для переходного общества, находящегося в условиях трансформации. Поэтому вопросы взаимодействия государства и религиозных объединений особенно важны в наше время. Для современной религиозной ситуации в Республике Беларусь характерен ряд тенденций. Во-первых, значительно возросло число религиозных организаций. Во-вторых, появилось множество религиозных объединений ранее не известных в нашей стране, в том числе имеющих деструктивный характер. Поэтому правовое регулирование деятельности религиозных организаций сейчас имеет огромное значение. В законодательстве о свободе совести можно выделить три уровня правового регулирования: • международно-правовые акты, которые закрепляют основные принципы; • конституционные нормы и законы Республики Беларусь; Объявление: • указы Президента, постановления правительства, правовые акты органов исполнительной власти. Среди международно-правовых актов можно выделить Всеобщую декларацию прав человека, в которой в ст.18 провозглашено, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, это право включает свободу менять свою религию или убеждения, свободу испове-дывать свою религию или убеждения» [1,с. 14]. Европейская конвенция о защите прав человека в ст.9 также провозглашает право каждого на свободу мысли, совести и религии. Подтверждая приверженность общепризнанным принципам и нормам международного права, Конституция Республики Беларусь провозглашает в качестве правовой основы принципы свободы совести для каждого (ст.31), светскости государства и равенства религиозных организаций перед законом (ст.16). Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность религиозных организаций, является закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» с изменениями и дополнениями от 2.10.2002 г. Новая редакция внесла ряд существенных изменений. Прежде всего, увеличился объем закона с 31 до 40 статей. Введена преамбула, которая имеет важное политическое и правовое значение. В преамбуле особое значение имеют два фактора. Во-первых, признается определяющая роль Православной церкви; отмечается духовная, культурная и историческая роль Католической церкви; неотделимость от общей истории народа Беларуси Евангелическо-лютеранской церкви иудаизма и ислама. Во-вторых, ни одна из религий не имеет каких-либо преимуществ перед другими, наоборот, все религии признаются равными перед законом. Закон вводит институт религиоведческой экспертизы. В приказе Комитета по делам религий и национальностей от 12.04.2002г. « Об утверждении Положения об экспертном совете» закреплены основные задачи совета: проведение религиоведческой экспертизы и подготовка по ее результатам экспертных заключений; проверка и оценка достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах, основах вероучения и иных материалов, их соответствие законодательству. Государственная регистрация религиозных организаций представляет собой правовой институт, с помощью которого государство регулирует деятельность религиозных структур, в процессе которого признается определенный юридический, социальный или иной статус религиозных структур. Процесс государственной регистрации религиозных организаций усложнился. Если прежний закон закреплял регистрацию уставов религиозных организаций, то новая редакция предусматривает регистрацию самих религиозных организаций. Расширен объем сведений, которые необходимо указывать в уставе: наименование, цели, задачи и основные формы деятельности, источник и порядок формирования денежных средств. Если религиозное объединение исповедует вероучение, ранее не известное в Республике Беларусь, она должна предоставить сведения об основах этого вероучения, о формах и методах ее деятельности, об отношении к браку и семье, образованию, исполнению государственных обязанностей. Увеличены сроки рассмотрения материалов, представленных на регистрацию. Институт государственной регистрации влечет за собой предоставление налоговых, коммунальных льгот, возможность проведения публичных религиозных обрядов и богослужений, возведения культовых зданий, приглашения служителей из других стран; обеспечивает доступ к средствам массовой информации; дает право на приобретение статуса юридического лица. В соответствии с новой редакцией закона государство может строить свои взаимоотношения с религиозными организациями путем заключения с ними соглашений в соответствии с гражданским законодательством. Спецификой закона является подробное регулирование вопросов ликвидации религиозной организации, общее правило получает более подробную регламентацию. Деятельность религиозных организаций урегулирована также нормами гражданского права, уголовного права, административного права. Существует множество актов локального характера, в основном в форме решений исполнительно-распорядительных органов. Предусмотренная Конституцией Республики Беларусь свобода вероисповедания является одним из фундаментальных прав граждан в демократическом обществе. В настоящее время значительно возросло количество деструктивных сект, которые зачастую создают угрозу здоровью и благосостоянию населения, нарушают неотъемлемые права граждан. Поэтому, существует острая необходимость разрабатывать новые законопроекты, которые более детально регламентировали бы деятельность религиозных организаций, выступали как гарант реализации права на свободу совести и гарант защиты граждан от посягательств со стороны деструктивных сект. Литература 1. Всеобщая декларация прав человека. Представительство ООН в Беларуси.2000. 2. Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, внесенными на республиканском референдуме 24 ноября 1994 года. 3. Земляков Л.Е. Религиозные процессы в Беларуси. Проблемы государственно-правового регулирования. М. РИВШ БГУ. 2001. 4. Приказ Комитета по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь «Об утверждении положения об экспертном совете». Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002 г. 8/8045. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|