Должностное лицо в уголовном праве |
Эволюция понятия должностного лица в отечественном уголовном правеА.К. Новикова Правильное определение должностного лица важно для адекватного применения норм уголовного закона о должностных преступлениях. На протяжении уже многих лет по этой проблеме ведутся споры. Изменения экономической и политической систем общества, его социальной жизни, а также процессы демократизации делают актуальной проблему пересмотра сложившихся взглядов на должностное преступление и должностное лицо. Впервые общее понятие субъектов должностных преступлений было разработано Правительственной комиссией, подготовившей проект Уголовного Уложения 1903 г. Комиссия, назвав их «служащими», видела в них лиц, «ставших, вследствие порученного им участия в государственном управлении, в особые юридические отношения как по отношению к государственной власти, делегировавшей им власть, так и к гражданам, подчиненным управлению». Русские юристы все больше приходили к выводу, что основным признаком должностного лица является осуществление деятельности по управлению, объем которой зависит от той конкретной функции, которую оно выполняет в общем процессе управленческой деятельности. В соответствии с этим, должностными лицами признавались государственные и общественные служащие, осуществлявшие от имени государства или общественной организации, предприятия или учреждения управление людьми, а равно администрирование в сфере движения материальных и денежных ценностей. В советское время впервые круг должностных лиц был определен в Декрете СНК РСФСР от 8 мая 1918 г. «О взяточничестве», причем, он был значительно шире, чем в дореволюционном законодательстве. К таким лицам относились те, кто состоял на государственной или общественной службе. Объявление: В примечании к ст. 105 УК БССР 1922 г. (УК РСФСР 1922 г.) впервые содержалось развернутое определение понятия должностного лица. Должностными признавались лица, занимающие постоянно или временно должности в каком-либо государственном (советском) учреждении или предприятии, а также в организации или объединении, и имеющие по закону определенные права и обязанности в осуществлении хозяйственных, просветительских и иных общественных задач. Таким образом, к должностным лицам относили весьма широкий круг лиц, отождествляя должность и должностное лицо как понятия идентичные. Примерно такое же понятие должностного лица давалось в примечании к ст. 195 УК БССР 1928 г. (к ст. 109 УК РСФСР 1926 г.). Определение должностного лица в примечании к ст. 97 УК УССР 1927 г. имело ряд существенных отличий. Должностными считались лица, занимающие постоянные или временные должности или исполняющие постоянно или временно те или иные обязанности в каком-либо государственном учреждении, государственном предприятии или товариществе с исключительным или преобладающим участием государственного капитала, в кооперативной, хозяйственной организации, а также в организации или объединении, которое по закону имеет определенные права, обязанности или полномочия в осуществлении хозяйственных, административных, судебных (по суду, следствию, защите), просветительских и других задач публично-правового характера, а также отдельные члены таких организаций, если они наделяются правами, обязанностями или полномочиями в осуществлении указанных задач публично-правового характера. В правовой науке 20-х годов должностным лицом признавали любого служащего государственного учреждения или предприятия, независимо от занимаемой им должности. Дискуссионным оказался вопрос о признании должностными лицами работников негосударственных объединений и организаций. В период НЭПа служащие негосударственных организаций рассматривались как должностные лица, если на данные организации возлагалось выполнение различных общегосударственных задач. Свертывание НЭПа, «огосударствление» КПСС и иных общественных организаций привели к тому, что дискуссия о том, работники аппарата каких предприятий, учреждений и общественных организаций могут признаваться должностными лицами, оказалась беспредметной. Делается попытка ограничить круг должностных лиц путем выделения особых признаков, присущих данной категории работников. Предлагалось отнести к числу должностных только тех лиц, которые обладают распорядительными правами и правом удостоверять что-либо своей подписью. Первым этапом сужения понятия должностного лица в конце 30-х годов было исключение из числа должностных лиц рядовых рабочих и колхозников, однако все служащие государственных и общественных организаций по-прежнему рассматривались как должностные лица. Примерно с 1947 г. в теории уголовного права выдвигается новое положение о том, что одного признака занятия должности в государственном учреждении, предприятии или общественной организации еще недостаточно для отнесения работника к числу должностных лиц. В республиканских УК, принятых в период с 1959 по 1962 гг., должностным лицом признавалось лицо, постоянно или временно осуществляющее функции представителя власти, а также занимающее в любом государственном или общественном предприятии, учреждении, организации должность, связанную с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей. В практике вызывала сложности квалификация преступлений медицинских работников. Необходимость разграничивать профессиональные и должностные функции признавали многие авторы, полагая, что лишь преступные действия врачей – должностных лиц, связанные с выполнением управленческих функций, могут квалифицироваться как должностные преступления. Из этого же положения исходили при решении вопроса об ответственности преподавателей, воспитателей, учителей, совершивших общественно-опасные деяния. Верховными судами СССР, РСФСР и Беларуси преподаватели учебных заведений признавались должностными лицами в сфере своих должностных функций. Закон отнес к числу должностных лиц только тех материально ответственных работников, которые выполняли административно-хозяйственные функции, что предполагало право распоряжаться имуществом, то есть предписывать, кому и в каком количестве выдать или принять имущество, а не осуществление технических операций по хранению, приемке, выдаче или продаже имущества по определенным документам. Поэтому нельзя было рассматривать как должностных лиц простых продавцов, поваров, кассиров, шоферов, экспедиторов и т.п. материально ответственных лиц, поскольку они не обладали административно-хозяйственными функциями. УК Беларуси 1960 г. (введен в действие 1 апреля 1961 г.) в примечании к ст. 166 содержал следующие основные элементы понятия должностного лица: • признаки, указывающие на основное отличие должностных лиц от o осуществление функций представителя власти, o осуществление организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей; • признаки, характеризующие длительность осуществления указанных функций (постоянно, временно); • признаки, определяющие место осуществления указанных функций (государственные или общественные учреждения, организации, предприятия); • признаки, характеризующие юридическое положение лица в системе государственного или общественного учреждения, предприятия, организации (осуществление функций, занятие должности, специальные полномочия). Таким образом, в соответствии с законом к должностным лицам относились только 3 категории работников организаций: а) представители власти; б) лица, выполняющие организационно-распорядительные; в) административно-хозяйственные обязанности в государственных или общественных организациях, учреждениях или на предприятиях. Наиболее важным признаком понятия должностного лица считался материальный признак, указание на управленческие функции, возложенные на лицо в связи с занятием должности. Управленческие функции определялись как организационно-распорядительные или административно-хозяйственные. Закон не давал определения содержанию управленческих функции, и они раскрывались с помощью других правовых наук, практики управления. Таким образом, должностными лицами по советскому уголовному праву могли быть признаны любые граждане, если они: • при выполнении возложенных на них функций имели у себя, как правило, в подчинении других лиц; • уполномочены были совершать от имени организации имеющие юридическое значение управленческие действия (руководители учреждений и организаций и их заместители), а также лица, наделенные правом оформлять, удостоверять и выдавать официальные бумаги, исходящие от организации, за своей подписью или печатью учреждения; • имели право контролировать деятельность юридических лиц и граждан (ревизоры, контролеры, старшие и главные бухгалтера); • были наделены правом действовать от имени государства (представители власти); • выполняли обязанности по поддержанию общественного порядка на общественных началах (дружинники, общественные инспектора). С 90-х годов вопрос об отнесении к категории должностных лиц работников предприятий различных форм собственности опять встал остро. Законом Республики Беларусь от 15 июня 1993 г. № 2401-XII дано определение должностного лица, ставшее основой современной его трактовки в действующем УК Республики Беларусь. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|