Профессиональная карьера женщин |
Профессиональная карьера женщин-ученых (гендерный аспект)Е. А. Белая На сегодняшний день среди сотрудников вузов 50,9 % женщин. Из них только 7 % составляют ректоры, 11,4 % – проректоры и директора филиалов, 23,3 % – деканы факультетов и заместители деканов, 24 % – заведующих кафедрами, 58,9% – старшие преподаватели, 67,8 % – преподаватели, ассистенты и преподаватели-стажеры[1, с. 89]. Эти цифры подтверждают тот факт, что женщины в основном занимают низкие должности и выполняют вспомогательную работу, а руководящие посты принадлежат мужчинам. С целью изучения факторов, влияющих на профессиональную карьеру женщин в науке, автором в 2004 году было проведено зондажное социологическое исследование 17-ти женщин-профессоров и доцентов Белорусского Государственного Университета. В ходе интервью женщины рассказывали о том, кто более всего повлиял на их выбор профессиональной сферы, какие качества им пришлось в себе воспитывать, какие препятствия они преодолевали. Большинство опрошенных женщин отмечали тот факт, что в науку и преподавание их привел случай (обстоятельства, получение образования, впечатления от собственных преподавателей, приглашение на работу в университет), желание же и потребность преподавать пришли уже в процессе работы, хотя изначально они совершенно не представляли себя в роли преподавателей. Известно, что всякая научная деятельность требует от человека не только соответствующего интеллекта и знаний, но и таких «мужских» личностных качеств, как уверенность в своих возможностях, способность к риску, стремление к успеху, честолюбие, жажда победы, способность переносить неудачи. Наше исследование показало, что женщины-ученые в реальности обладают такими качествами, как целеустремленность, трудолюбие, стремление достичь успеха (т. е. так называемые «мужские» качества). Наряду с ними отмечаются высокий интеллектуальный и образовательный уровень, широта интересов в профессиональной сфере, способность решать сложные проблемы в экстремальных условиях, требовательность к себе, а также неумение бороться за свои права, невысокий интерес к себе как к женщине, слабая развитость таких личностных качеств, как обаяние и артистизм. Женщины должны развивать уверенность в себе, учиться презентировать себя и свои идеи, вести жесткую дискуссию, отстаивать не только свои взгляды, но и интересы, стремиться к карьере (не утратив при этом самокритичности и трудолюбия). Отмечалась также невозможность женщин участвовать в «закулисном» обсуждении проблем, которое могут позволить себе мужчины (разговоры за пивом, в бане, на банкетах). Объявление: Опрос также выявил, что образ женщины-ученого, сложившийся в обыденном сознании («синий чулок», недотепа, неумеха) не соответствует образу реальной женщины-ученого, а тем более идеальным представителям самих женщин о том, какой должна быть женщина в науке. Идеальный образ женщины-ученого по мнению опрошенных получился следующим: элегантная, внешне симпатичная, подтянутая. Прежде сего профессионал, обладающий интересом к своему делу, стремлением к совершенству, творческой жилкой, интеллектуальными способностями, самокритичностью, чувством юмора, артистизмом. Это уверенная в себе, коммуникабельная, трудолюбивая, организованная, умная, добросовестная, «пробивная», уравновешенная, терпеливая, решительная женщина, не боящаяся неудач в работе. Опрошенные женщины сходятся во мнениях относительно мужского доминирования в науке, а также недостатка у них таких качеств, как самокритичность, требовательность к себе, умение слушать других и принимать их точку зрения. Отмечалось также отсутствие среди мужчин ярких личностей с лидерскими качествами, привычка перекладывать ответственность на других, эгоцентризм, неадекватная самооценка, стремление браться за все, что способствует карьере, независимо от реальных способностей и возможностей, а также моральных и этических обстоятельств. Практически все респондентки чувствовали на себе влияние традиционных представлений о месте женщины в обществе как на уровне повседневного общения (непонимание со стороны знакомых, коллег), так и в профессиональной сфере. Но вместе с тем, в построении карьеры женщинам мешает не столько пол, сколько отсутствие мотивации и карьерных устремлений. Говоря об отношении коллег и подчиненных к высоким научным и карьерным достижениям, все женщины-ученые отметили что особых проблем в общении у них не возникает. Большинству женщин легче строить свои отношения с мужчинами в силу их малочисленности, отсутствия большого набора моделей поведения, к которым нужно приспосабливаться, отсутствия зависти и подсиживания с их стороны (хотя и такое не исключается). Все без исключения респондентки сошлись на том мнении, что мужчине гораздо легче сделать карьеру. Применительно к образованию следует разграничить академическую и административную карьеру. В академической карьере основным препятствием для женщины является отсутствие времени необходимость выполнять многочисленные домашние обязанности, от чего освобождаются мужчины, которые могут потратить это время на профессиональный рост. Женщинам обычно не ставят «особых» препятствий, но мужчин иногда «поддерживают», например, при защите диссертаций (как и при приеме в вуз, аспирантуру и т. п.). Что касается административной карьеры, то мужчинам здесь значительно легче. Это соответствует традиции, установкам на карьеру (положительным у мужчин, отрицательным у женщин), а также распространенному стереотипу (и среди мужчин, и среди женщин), что из женщин получаются худшие начальники, чем из мужчин (хотя уже никто не думает, что женщины хуже как специалисты). Мужчины, заняв административную должность, нередко теряют самокритичность и адекватную самооценку, начинают приписывать себе несуществующие достоинства, и не стесняются использовать административный ресурс. Это очень облегчает карьерный рост. Кроме того, уверенные в себе высокопрофессиональные женщины менее конформны, чем мужчины, из-за чего они являются худшими «командными игроками» (в смысле организационного поведения), они более критичны по отношению к начальству и организации. Также женщины придают больше значения содержанию работы, чем статусу; видя в статусе скорее инструмент реализации своих идей, чем властных отношений. Женщины реже, чем мужчины, соглашаются менять «интересную» работу на руководящую. Как уже отмечалось выше, женщине трудно «войти» в мужскую управленческую среду чисто психологически и ритуально (они исключены из обмена информацией и услугами в бане, за пивом, с ними не принято здороваться за руку и т. п.). Говоря о возможных путях выхода из создавшегося положения на государственном уровне, женщины-ученые считают необходимым добиться строгого исполнения на практике антидискриминационного законодательства; ввести в судебную практику рассмотрение случаев дискриминации и сексуальных домогательств; продвигать идеи планирования семьи и равной ответственности мужчин и женщин за семью, дом, воспитание детей; расширять преподавание гендерных дисциплин не только в высших, но и в средних учебных заведениях; продвигать идеи женского лидерства; расширять влияние женщин на приятие социальных, экономических и политических решений; развивать бытовую сферу, чтобы максимально освободить женщину от домашних обязанностей. Однако женщины отмечают, что директивные методы не принесут желаемых плодов. Начинать следует с воспитания девочек как самостоятельных, независимых личностей, способных реализовать себя в профессиональной сфере, затем постепенно трансформировать общественное мнение и нивелировать патриархальные настроения. Естественно, реализация обозначенных планов невозможна только на государственном уровне. Женщины должны осуществлять свой выбор сознательно, бороться за свои права, не бояться отстаивать свое мнение, получать хорошее образование, показывать себя квалифицированными специалистами, уважать себя как личность. Пассивность самих женщин часто затрудняет профессиональный рост, следовательно, женщине необходимо занимать активную жизненную позицию, а не ждать помощи со стороны. Таким образом, проведенное пилотажное исследование позволило выявить основные проблемы, мешающие женщине реализовать себя в профессиональной деятельности: необходимость совмещать работу и семью; отсутствие необходимых качеств; недостаток опыта конкурентной борьбы; патриархальные установки в обществе; отсутствие карьерных устремлений; половой дисбаланс в образовательной сфере (малочисленность мужчин) и недостаточно активная позиция самих женщин. Выход женщины видят в изменении законодательства, трансформации общественного мнения и повышении активности женщин. Литература 1. Женщины и мужчины РБ: статистический сборник. Мн., 2003. С. 89. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|