Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Профессиональная карьера женщин





Профессиональная карьера женщин

Профессиональная карьера женщин-ученых (гендерный аспект)

Е. А. Белая

На сегодняшний день среди сотрудников вузов 50,9 % женщин. Из них только 7 % составляют ректоры, 11,4 % – проректоры и директора филиалов, 23,3 % – деканы факультетов и заместители деканов, 24 % – заведующих кафедрами, 58,9% – старшие преподаватели, 67,8 % – пре­подаватели, ассистенты и преподаватели-стажеры[1, с. 89]. Эти цифры подтверждают тот факт, что женщины в основном занимают низкие должности и выполняют вспомогательную работу, а руководящие посты принадлежат мужчинам.

С целью изучения факторов, влияющих на профессиональную карь­еру женщин в науке, автором в 2004 году было проведено зондажное со­циологическое исследование 17-ти женщин-профессоров и доцентов Бе­лорусского Государственного Университета. В ходе интервью женщины рассказывали о том, кто более всего повлиял на их выбор профессио­нальной сферы, какие качества им пришлось в себе воспитывать, какие препятствия они преодолевали.

Большинство опрошенных женщин отмечали тот факт, что в науку и преподавание их привел случай (обстоятельства, получение образования, впечатления от собственных преподавателей, приглашение на работу в университет), желание же и потребность преподавать пришли уже в про­цессе работы, хотя изначально они совершенно не представляли себя в роли преподавателей.

Известно, что всякая научная деятельность требует от человека не только соответствующего интеллекта и знаний, но и таких «мужских» личностных качеств, как уверенность в своих возможностях, способ­ность к риску, стремление к успеху, честолюбие, жажда победы, способ­ность переносить неудачи. Наше исследование показало, что женщины-ученые в реальности обладают такими качествами, как целеустремлен­ность, трудолюбие, стремление достичь успеха (т. е. так называемые «мужские» качества). Наряду с ними отмечаются высокий интеллекту­альный и образовательный уровень, широта интересов в профессиональ­ной сфере, способность решать сложные проблемы в экстремальных ус­ловиях, требовательность к себе, а также неумение бороться за свои пра­ва, невысокий интерес к себе как к женщине, слабая развитость таких личностных качеств, как обаяние и артистизм. Женщины должны развивать уверенность в себе, учиться презентировать себя и свои идеи, вести жесткую дискуссию, отстаивать не только свои взгляды, но и интересы, стремиться к карьере (не утратив при этом самокритичности и трудолю­бия). Отмечалась также невозможность женщин участвовать в «закулис­ном» обсуждении проблем, которое могут позволить себе мужчины (раз­говоры за пивом, в бане, на банкетах).

Объявление:

Опрос также выявил, что образ женщины-ученого, сложившийся в обыденном сознании («синий чулок», недотепа, неумеха) не соответст­вует образу реальной женщины-ученого, а тем более идеальным пред­ставителям самих женщин о том, какой должна быть женщина в науке. Идеальный образ женщины-ученого по мнению опрошенных получился следующим: элегантная, внешне симпатичная, подтянутая. Прежде сего профессионал, обладающий интересом к своему делу, стремлением к со­вершенству, творческой жилкой, интеллектуальными способностями, самокритичностью, чувством юмора, артистизмом. Это уверенная в себе, коммуникабельная, трудолюбивая, организованная, умная, добросовест­ная, «пробивная», уравновешенная, терпеливая, решительная женщина, не боящаяся неудач в работе.

Опрошенные женщины сходятся во мнениях относительно мужского доминирования в науке, а также недостатка у них таких качеств, как са­мокритичность, требовательность к себе, умение слушать других и при­нимать их точку зрения. Отмечалось также отсутствие среди мужчин яр­ких личностей с лидерскими качествами, привычка перекладывать ответ­ственность на других, эгоцентризм, неадекватная самооценка, стремле­ние браться за все, что способствует карьере, независимо от реальных способностей и возможностей, а также моральных и этических обстоя­тельств.

Практически все респондентки чувствовали на себе влияние традици­онных представлений о месте женщины в обществе как на уровне повсе­дневного общения (непонимание со стороны знакомых, коллег), так и в профессиональной сфере. Но вместе с тем, в построении карьеры жен­щинам мешает не столько пол, сколько отсутствие мотивации и карьер­ных устремлений.

Говоря об отношении коллег и подчиненных к высоким научным и карьерным достижениям, все женщины-ученые отметили что особых проблем в общении у них не возникает. Большинству женщин легче стро­ить свои отношения с мужчинами в силу их малочисленности, отсутствия большого набора моделей поведения, к которым нужно приспосабливать­ся, отсутствия зависти и подсиживания с их стороны (хотя и такое не исключается).

Все без исключения респондентки сошлись на том мнении, что муж­чине гораздо легче сделать карьеру. Применительно к образованию сле­дует разграничить академическую и административную карьеру. В ака­демической карьере основным препятствием для женщины является от­сутствие времени необходимость выполнять многочисленные домашние обязанности, от чего освобождаются мужчины, которые могут потратить это время на профессиональный рост. Женщинам обычно не ставят «особых» препятствий, но мужчин иногда «поддерживают», например, при защите диссертаций (как и при приеме в вуз, аспирантуру и т. п.). Что касается административной карьеры, то мужчинам здесь значитель­но легче. Это соответствует традиции, установкам на карьеру (положи­тельным у мужчин, отрицательным у женщин), а также распространен­ному стереотипу (и среди мужчин, и среди женщин), что из женщин по­лучаются худшие начальники, чем из мужчин (хотя уже никто не думает, что женщины хуже как специалисты). Мужчины, заняв административ­ную должность, нередко теряют самокритичность и адекватную само­оценку, начинают приписывать себе несуществующие достоинства, и не стесняются использовать административный ресурс. Это очень облегчает карьерный рост. Кроме того, уверенные в себе высокопрофессиональные женщины менее конформны, чем мужчины, из-за чего они являются худшими «командными игроками» (в смысле организационного поведе­ния), они более критичны по отношению к начальству и организации. Также женщины придают больше значения содержанию работы, чем статусу; видя в статусе скорее инструмент реализации своих идей, чем властных отношений. Женщины реже, чем мужчины, соглашаются ме­нять «интересную» работу на руководящую. Как уже отмечалось выше, женщине трудно «войти» в мужскую управленческую среду чисто пси­хологически и ритуально (они исключены из обмена информацией и ус­лугами в бане, за пивом, с ними не принято здороваться за руку и т. п.).

Говоря о возможных путях выхода из создавшегося положения на го­сударственном уровне, женщины-ученые считают необходимым добить­ся строгого исполнения на практике антидискриминационного законода­тельства; ввести в судебную практику рассмотрение случаев дискрими­нации и сексуальных домогательств; продвигать идеи планирования се­мьи и равной ответственности мужчин и женщин за семью, дом, воспи­тание детей; расширять преподавание гендерных дисциплин не только в высших, но и в средних учебных заведениях; продвигать идеи женского лидерства; расширять влияние женщин на приятие социальных, эконо­мических и политических решений; развивать бытовую сферу, чтобы максимально освободить женщину от домашних обязанностей. Однако женщины отмечают, что директивные методы не принесут желаемых плодов. Начинать следует с воспитания девочек как самостоятельных, независимых личностей, способных реализовать себя в профессиональ­ной сфере, затем постепенно трансформировать общественное мнение и нивелировать патриархальные настроения. Естественно, реализация обо­значенных планов невозможна только на государственном уровне. Жен­щины должны осуществлять свой выбор сознательно, бороться за свои права, не бояться отстаивать свое мнение, получать хорошее образова­ние, показывать себя квалифицированными специалистами, уважать себя как личность. Пассивность самих женщин часто затрудняет профессио­нальный рост, следовательно, женщине необходимо занимать активную жизненную позицию, а не ждать помощи со стороны.

Таким образом, проведенное пилотажное исследование позволило выявить основные проблемы, мешающие женщине реализовать себя в профессиональной деятельности: необходимость совмещать работу и се­мью; отсутствие необходимых качеств; недостаток опыта конкурентной борьбы; патриархальные установки в обществе; отсутствие карьерных устремлений; половой дисбаланс в образовательной сфере (малочислен­ность мужчин) и недостаточно активная позиция самих женщин. Выход женщины видят в изменении законодательства, трансформации общест­венного мнения и повышении активности женщин.

Литература

1. Женщины и мужчины РБ: статистический сборник. Мн., 2003. С. 89.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >