Формирование античной традиции |
Формирование античной эвдемонистической традиции: проблема преемственностиТ. И. Врублевская В развитии античного эвдемонизма можно выделить три значительных блока, представленных учениями Аристотеля, Эпикура и школы стоицизма. Несмотря на то, что их объединяет общая проблема: что есть высшее блаженство и счастье человека, связь между ними, позволяющая объединить их в единую традицию, вовсе не так уж очевидна. Рассмотрим подробнее суть этих учений. Понятие «эвдемония» в древнегреческой философии описывается целым рядом терминов: блаженство, наслаждение, процветание, удачливость, являя собой высшую цель всякой деятельности. Исторически первый вариант эвдемонизма принадлежит Аристотелю. Согласно ему, общей конечной целью деятельности любого человека является блаженство – только к нему стремятся ради него самого. Аристотель демонстрирует основные подходы в определении понятия счастья, давая им собственную оценку: 1) для многих это удовольствие и наслаждение, но жизнь, растраченная для наслаждений, – рабская жизнь, достойная животного; 2) для других счастье – это почести, успешность в жизни. Однако успех, по большей части, есть нечто внешнее, зависящее от тех, кто его признает; 3) для кого-то счастье состоит в умножении богатства, и это одна из наиболее абсурдных целей, жизнь вопреки природе, ибо богатство – средство для чего-то другого, и как цель смысла не имеет. Высшее же благо и счастье, доступное человеку, состоит, с точки зрения Стагирита, в совершенствовании себя как человека, т. е. в активности, отличающей его от всех прочих существ. Следует оговорить здесь одну важную особенность аристотелевской теории: главным условием эвдемонии является совершенство бытия как такового, а не деятельность отдельного человека – говоря о наслаждении, испытываемом человеком, мы не можем ничего сказать о совершенстве или ценности его деятельности. Ценность самого наслаждения всецело зависит от ценности той деятельности, следствием которой оно является. Объявление: Блаженство человека состоит в совершенстве присущей ему, как человеку, деятельности. «Умозрение есть блаженнейшее и наилучшее» – пишет Аристотель, утверждая, что деятельность разума, соответствующая своей задаче, есть высшая добродетель. Именно, испытывая себя в мудрости, т. е. совершенствуясь в созерцательной активности, человек способен достичь высшего счастья и прикоснуться к божественному. Интеллектуальная активность, будучи теоретической, не преследует никакой другой цели, помимо себя, и наслаждение состоит в интенсификации этой активности, вплоть до самодостаточности. Насколько простирается созерцание, настолько простирается и счастье – пишет Аристотель. Блаженство человека как таковое состоит в добродетели. Наряду с добродетельным поведением, здоровье, красота, мудрость, благородное происхождение, согласно Аристотелю, также являются условиями достижения эвдемонии, однако важнейшей составляющей все же является внутренняя годность, достоинство человека. В аристотелевском варианте эвдемонизма, таким образом, блаженство, точнее способность его достижения, заложена в самом человеке, в его умении развивать собственную интеллектуальную деятельность. Эпикурейская эвдемонистическая теория дает определение подлинного наслаждения, призывая к ограничению желаний. Эпикур считает важным различать: 1) естественные и необходимые удовольствия, 2) естественные, но не необходимые, 3) удовольствия не естественные и не необходимые. Желания и удовольствия первой группы бывают всегда удовлетворены, имеют естественный предел: как только устранено страдание, желание затухает. Желания второй группы уже не имеют естественного предела, ибо не связаны с телесным страданием, а потому могут спровоцировать заметный ущерб. Желания третьей группы, никак не связанные с телесными потребностями, подвергают душу опасным волнениям. Свобода от телесных страданий и чувства неполноты, неудовлетворенности вызывает у человека своего рода синестезическое чувство собственного существования – осознание того, что само существование может быть предметом наслаждения. Нравственной жизнью управляет не удовольствие как таковое, но разум, который судит и разделяет, т. е. практическая мудрость, отделяющая те удовольствия, что не несут страданий и возмущений, от тех, что несут наслаждения поначалу и страдания впоследствии. Очевидно, что и в эпикурейской теории основным фактором достижения эвдемонии является разумная способность, диктующая ту форму жизни и стиль поведения, которые соответствуют самой сущности человека, управляются его высшей способностью – разумом. Понимание блаженства в стоицизме связано с самодостаточностью человека, не зависящего ни от каких внешних явлений – миром правит судьба, а посему ни богатство, ни здоровье, ни сила и красота не зависят от него самого. Счастье состоит в том, чтобы следовать природе. Любое живое существо, живя в соответствии с законом природы, стремится к самосохранению, поэтому для каждого существа ценно и ведет к блаженству лишь то, что содействует его самосохранению, и для человека ценно только все то, что согласно с разумом: только добродетель является благом и в ней одной состоит блаженство человека. По отношению к вещам стоики не применяют характеристики «добра» и «зла», ибо это моральные понятия, относящиеся к Логосу. Поэтому все, что относится к телесному, морально индифферентно. К ним относились жизнь, здоровье, красота, смерть, болезни, уродство, бедность, рабство и прочее. Эти феномены полагались морально индифферентными. Такое решительное разведение блага и зла, по одну сторону, и всего прочего как индифферентного, по другую, имеет большое значение для нас: все опасности, превратности, неустойчивость, спровоцированные социальными и политическими потрясениями, были объявлены стоиками безразличными. Это была попытка указать на то, что благо и зло имеют всегда и только внутреннюю природу, никогда не приходят извне, но зависят от собственного отношения человека к вещам и событиям самим по себе нейтральным. Счастье абсолютно не зависит от внешних событий, и одолеваемый физическими пытками и недугами человек способен быть вполне счастливым. Эвдемония является следствием правильного поведения и не может быть ценной сама по себе, истинное блаженство добродетельного человека состоит в освобождении от внешних помех, в достижении душевного спокойствия и внутренней независимости. Несмотря на то, что в мире правит божественная воля, этот факт никак не может избавить человека от возможности проявления воли собственной – воли к жизни в согласии с самим собой. Эти три варианта эвдемонистических учений, не смотря на различия в понимании сущности эвдемонии и способов ее достижения, демонстрируют сходный взгляд на проблему. Фигура человека, несмотря на зависимость от неотвратимых внешних явлений, рассматривается как автономная, насколько этот термин допустим для философских теорий Античности. Идеал человека характеризуется, прежде всего, внутренней независимостью и бесспорным достоинством, устойчивостью перед всяким внешним воздействием, причем в эпикуреизме и стоицизме в большей степени, чем у Аристотеля. Эта особенность человеческой природы становится очевидной именно через призму эвдемонии, как такого состояния, достичь которого может только тот, кто способен к самосовершенствованию, к развитию своих интеллектуальных способностей, а, следовательно, и придерживаться добродетельного образа жизни. Человек рассматривается, как способный выходить за границы того, что ему было дано или запрещено. Эвдемонистические учения Античности могут быть объединены в рамках единой этической традиции, поскольку, несмотря на власть судьбы и всеобъемлющий Космос, органичной частью которого выступает и человек, в стремлении к эвдемонии проявляется сущность человека – способность к самоопределению и самовоспитанию, к занятию внешней по отношению к миру позиции и обращению внутрь самого себя. При этом первостепенное значение придается морали как основе всего существа человека, дающей возможность автономии и достижения блаженства. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|